Posted 25 января 2022, 13:52
Published 25 января 2022, 13:52
Modified 7 марта, 12:52
Updated 7 марта, 12:52
Ирина Мишина
С 1 сентября 2022 года российские школы заживут новой жизнью. Так считают в Министерстве образования и науки. Революцию там связывают с новыми ФГОС – Федеральными государственными стандартами обучения. Главным отличием обновленных стандартов, по словам их авторов, станет следующее: будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике. Нас уверяют, что повысится прозрачность системы образования, и любой родитель сможет понять, чему именно учат в школе их ребенка. А значит, повысится включенность родителей в процесс образования.
На эту самую «включенность» родителей в школьный процесс чиновникам от образования грех жаловаться. Именно она и стала в последнее время предметом жарких дискуссий. Дело в том, что без помощи родителей большинству детей в нынешней школе попросту не обойтись. В соцсетях наделал шуму пост, опубликованный в паблике «Образование в лицах».
«По расписанию сегодня у ребенка было 6 уроков. Так вот, дочь рассказала, что на 5 уроках из 6 были контрольные, проверочные или самостоятельные работы. Для себя я давно уже сделала вывод, что школа из места, где знания дают и получают, превратилась в место, где знания проверяют», - пишет автор поста .- У меня пока есть силы и желание заниматься с дочерью дома, благо ребенок любознательный и все впитывает как губка. Мы к контрольной работе или ВПР подготовимся точно. Но очень бы хотелось, чтобы этих работ стало хотя бы чуточку поменьше. А учителя стали заниматься своими прямыми обязанностями и начали учить детей».
В комментариях родители начали приводить один за другим примеры того, как им приходится в домашних условиях самим готовить детей к контрольным, проверочным и вообще проходить с детьми материал, который ученикам задают на дом для самостоятельного освоения.
Надежда: «В электронном дневнике пишут : изучить параграф. По истории третий год на уроке сами дети параграфы читают и на вопросы письменно отвечают, а учитель в телефоне сидит. В открытую говорят, что если родители помогать школе не хотят, то какие хорошие оценки могут быть. Перевели бы уже все устные предметы на дистанционку».
Ирина Деуля: «Это ФГОС называется, по нему школа теперь экзаменующий, проверяющий орган, а не дающий знания, так нам еще 6 лет назад на собрании сказала учитель математики . Задания даются наперед для самостоятельного изучения дома, а потом, если что-то не понятно на уроке учителю можно задать вопрос. Как думаете, много дети задают вопросов? Поэтому у многих репетиторы с 5 класса, т.к. не все родители имеют время и знания, чтобы учить своих детей».
елена поминова: «Ужас в школах творится, что хотят то и делают над детьми, учителя уже привыкли, что дети должны, а они ничего не должны».
Мы поинтересовались в межрегиональном профсююзе педагогических работников «Учитель», действительно ли по новым ФГОС дети, по сути, перейдут на самообразование.
«Современный ФГОС говорит о том, что ребенок должен учиться сам, вести проектную деятельность, а учитель должен его только направлять. Я лично с этим не согласен", - подтвердил «НИ» член совета межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Козаков.
Но, как выяснилось, школы теперь сами - объект перманентных проверок. В 2022 году государственные органы контроля и надзора в сфере образования проведут проверки всех образовательных учреждений. Помимо этого никто не отменял ВПРы – Всероссийские проверочные работы, а вместе с этим и другие формы школьной отчетности.
«Стало больше внешкольных проверочных процедур. Число ВПР в этом году сократили, профсоюз «Учитель» сыграл в этом важную роль. Но проверочные все равно остались. Причем, если школа успешно написала ВПР – это тоже становится предметом проверки. Школа, в которой я преподаю, по этой причине попала в какой-то «плохой рейтинг», нас заподозрили в подделке. Лучше, оказывается, когда результат средний. Теперь мы проходим новые проверки. Помимо этого есть еще Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования. Прибавьте к этому конкурсы, в которых педагоги должны участвовать, постоянные курсы повышения квалификации. Вот сейчас вводят новые ФГОСы. Это значит, что учителям снова надо проходить какие-то курсы. Все это съедает время учителя. Разумеется, его не хватает на подготовку к урокам. Откуда его взять, если сплошные проверки и курсы?», - рассказал «НИ» учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Козаков.
Когда наблюдаешь за школами со стороны, складывается впечатление, что все реформы там проводят исключительно ради реформ или отчетов. При этом качеству образования реформаторы уделяют далеко не первое место в своих нововведениях. Мы попросили прокомментировать новые ФГОС одного из самых известных педагогов России, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика РАО, директора Центра образования №109 Евгения Ямбурга.
«На мой взгляд, новые ФГОС хуже, чем прежние. В новых ФГОС много спорного. Например, говорится о включенности родителей в образовательный процесс. Я за союз с родителями, за открытые уроки. Но напрашивается параллель: врач ведь не советуется с больным перед операцией. Почему педагоги должны советоваться? Также эти ФГОСы усиливают жесткий контроль за школами. Единое образовательное пространство грозит шаблонами. К примеру, по учебному плану отведено 2 часа на «Преступление и наказание». А если не все разобрались, и я хочу на это 3 часа затратить? Английский планируют вообще исключить из ЕГЭ, второй иностранный изъять из программы. Это при том, что вся научная литература сейчас на иностранном, и тот, кто его не знает, сродни инвалиду. ВПР, проверочные, с одной стороны, важны, но избыточность проверок не во благо. На мой взгляд, в новых образовательных стандартах функция контроля доминирует над функцией развития», - считает заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Вместе с новыми ФГОСами появятся и новые учебники, соответствующие духу времени. Академик Чубарьян рассказал, что в РАН завершают разработку нового курса мировой истории для школьников. В учебниках теперь будет меньше Европы, зато больше Азии, Африки и Латинской Америки. Ну, а что? Вместо Великой Французской революции – восстание рабов на Гаити, вместо восстания Гарибальди – деятельность Национального фронта освобождения Анголы. «Если серьезно, то весь вопрос в том, что именно считать историей. Если для вас история - это движение идей, то тут первенство Европы неоспоримо. Исключения есть, но в подавляющем большинстве случаев те идеи, которые сейчас управляют миром, родились и развились в Европе. Весь остальной мир их лишь заимствует. Но в принципе, это не единственный возможный подход. К истории можно относиться и как к простой сумме действий, организуемых правителями - войн, например. Тогда да - Африка, Азия и Латинская Америка ничем не хуже Европы. Пожалуй даже получше: там любого царька возьми - так он легко Наполеона за пояс заткнёт», - замечает политолог Аббас Галлямов.
Мучает родителей и другой вопрос: почему в учебниках истории – любых, начиная с Древнего мира, такое большое место нынче отводится истории религии? Порой создается впечатление, что детям с ранних лет в школе преподают вместо истории теологию, готовя к карьере священнослужителей. «Религия – современный трэнд государства. В учебниках огромное количество текстов из «Житий святых», например. Судя по всему, упор на религию – это государственный формат», - поясняет преподаватель истории из Нижнего Новгорода Дмитрий Козаков.
По сути, в среднем образовании сложилась на сегодня революционная ситуация: действующая система на устраивает ни учителей, ни родителей. По статистике всё больше школьников в России переходят на домашнее обучение. Ассоциация развития семейного образования провела исследование и определила, что в 2018–2019 учебном году на домашнем обучении находилось около 20 тысяч детей. В 2019 году, как пишут РИА «Новости», дома обучались 100 тысяч российских школьников. В 2020 году это число выросло еще больше. Эксперты утверждают, количество обучающихся на семейной форме будет расти и дальше.
«Тенденция ухода от массовой школы очевидна. В результате дискредитации школы идет отток на семейное обучение и в частные школы. Школа становится частью рыночных капиталистических отношений. Если можете – платите за обучение, не можете – получите то, что есть. В результате деградации массового образования деградируют и учителя, которых встраивают в систему рыночных отношений. 500 рублей стимулирующих в современном мире – это как? Разумеется, учителя из-за низкой зарплаты и высоких требований уходят в репетиторы, на школу у них остается все меньше времени. Я считаю, что школу необходимо вывести из системы рыночных отношений», - считает член совета межрегионального профсоюза педагогических работников «Учитель», учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Козаков.
Но пока Евгений Ямбург и иже с ним отстаивают позиции школы в Общественной палате и в Думе, образование, приходя в соответствие со ФГОСами, все меньше соответствует нормам здравого смысла.
Из комментариев в соцсетях. Елена Иванова : «Пора признать всем: образование в России (школа в общем понимании и сознании) умерло. Труп. Всё. Пинай-не пинай, оно мертво. Чем быстрее общество это поймёт, тем больше детей можно ещё спасти, обучить, развить, вырастить достойными людьми. Разными способами (от частных платных школ до самообразования). Факт есть факт - школа умерла. Можно ставить памятники и писать некрологи».