Поводом для выступления Гусева стало сделанное Кадыровым заявление о том, что главы Чечни назвал террористами члена Совета по правам человека Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и потребовал их задержать.
«Любые главы регионов могут говорить всё, что угодно, в рамках своих полномочий. Но меня удивляет молчание федеральных властей, и я это расцениваю как некий испуг и нежелание вмешиваться в ситуацию, которая уже зашла слишком далеко», — цитирует слова Гусева «Интерфакс».
Гусев полагает, что длительное молчание федерального центра — «очень плохой признак».
Оно может свидетельствовать о том, что федеральные чиновники боятся Кадырова и не хотят вмешиваться в разрешение кризисной ситуации. Гусев выразил надежду, что реакция на опасные выступления Кадырова со стороны федерального центра все же последует. Пока единственной реакцией Кремля на похищение Заремы Мусаевой было заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что он не верит в ее похищение. После этого муж похищенной записал видеообращение к Пескову, в котором факт похищения супруги подтвердил.
В СПЧ заявили, что всерьез обеспокоены за жизнь и здоровье людей, о которых негативно высказался Кадыров.
«Это очень опасные заявления. Особенно от такого человека и такого главы региона. Который чувствует себя абсолютно и безнаказанным, и его никто не останавливает. По крайней мере, нет никаких заявлений со стороны федеральных структур», — заявил Павел Гусев.
Заявление с угрозами в адрес Каляпина и Милашиной Кадыров сделал в своем телеграм-канале.
«Террористами для меня являются и Каляпин с Милашиной, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев, разрабатывая сценарии и нашептывая на ухо своим персонажам тексты и поведение. Если есть в России закон и правоохранительные органы, то обращаюсь к ним: задержите этих пособников террористов», — заявил Кадыров.
Ранее Кадыров обвинил в терроризме семью бывшего федерального судьи Сайди Янгулбаева, сыновья которого посмели покритиковать Кадырова. Глава Чечни потребовал задержать их, а в случае сопротивления — уничтожить. После угроз со стороны Кадырова судье пришлось уйти с отставку, а его семье — покинуть Чечню и переехать на постоянное место жительства в Нижний Новгород.
Но кадыровцы достали их и там. 20 января в дом судьи Сайди Янгулбаева в Нижнем ворвались чеченские полицейские. Они избили судью и его дочь и силой забрали его жену Зарему Мусаеву. При этом они вели себя с нечеловеческой жестокостью: выволокли Мусаеву в одном легком халате на улицу на 10-градусный мороз, не позволив ей взять с собой теплую одежду жизненно необходимое лекарства — инсулин.
«Мерзкой семейке Янгулбаевых» Кадыров пообещал преследование или уничтожение в случае сопротивления.
Мусаеву принудительно оставили на допрос в Чечню в качестве свидетельницы по некоему делу о «мошенничестве». При этом подозреваемой ни по какому делу она не являлась. Между тем, министр информации и печати Чечни Ахмед Дудаев заявил, что на территории республики Мусаеву отправили под арест на 15 суток за якобы совершенное нападение на полицейского, которого она при задержании якобы едва «не лишила глаза», ей пригрозили за это реальным сроком заключения.
На фоне угроз со стороны Кадырова судья Янгулбаев с дочерью Алией спешно покинул РФ.