Posted 22 января 2022, 20:34

Published 22 января 2022, 20:34

Modified 7 марта, 12:55

Updated 7 марта, 12:55

Историк Ульянов: Леонардо Да Винчи приезжал в Москву к Ивану Третьему и построил Эдем

22 января 2022, 20:34
Ни в одной биографии Леонардо Да Винчи не было сказано, что гений Ренессанса приезжал на Русь. Однако российский ученый утверждает, что что Леонардо приезжал в Москву и даже разбил для царя Ивана Третьего сад, который сравним с Эдемом.

Елена Иванова

Доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ Олег Ульянов в 1980-х годов работает над своей теорией, согласно которой великий художник, изобретатель, инженер, человек Ренессанса Леонардо Да Винчи мог быть в Москве во времена правления Ивана Третьего с 1494 по 1495 годы. Об этом он рассказал здесь.

Жизнь гения часто переплеталась с жизнями сильных мира сего. Его биография оставляет много загадок, да и все, что Леонардо Да Винчи делал, было покрыто тайной. Свои творения он зашифровывал. Будучи левшой, он писал справа налево зеркальным письмом, поэтому и расшифровать его записи представляет большие трудности. Вся его длинная жизнь – цепочка тайн. А раз так, почему он не мог приехать в Москву по зову русского царя?

Олег Ульянов цитирует письмо Леонардо, которое он послал наместнику султана в Вавилоне, который находился в Каире (Египет). В нем о просит наместника разрешить ему поехать в Сирию. Там же он обмолвился, что недавно посещал Киликию, то есть, Армению. Это упоминание, а также описание Кавказских гор в дневниках крайне озадачило исследователей, но так и осталось еще одной загадкой. Письмо наместнику султана сохранилось. Оно сейчас находится в Турции, во дворце Топканы в Стамбуле.

Писал Леонардо и самому султану и предлагал ему построить мост через Босфор. Сохранился проект грандиозного моста, под которым могла бы пройти целая морская эскадра. Современникам этот проект наверняка показался фантазиями итальянца, однако в наше время пост по проекту Леонардо Да Винчи построен, и не только знаменитый Галатский мост в самом Стамбуле, но и в других городах Европы были возведены сооружения в полном соответствие с планами Мастера.

Известно, что властитель Людовико Сфорца пригласил Леонардо Да Винчи как изобретателя и военного инженера в свою резиденцию в Милане и заказал ему скульптуру в память своего отца Франческо Сфорцы – всадника на лошади. Замысел мастера поразил современников - высота скульптуры коня достигала 7 метров. Сначала Леонардо Да Винчи вылепил статую в глине, а бронза для отливки еще только собиралась. Сфорца торопил художника, и 1 декабря 1493 года Леонардо показал свое произведение гостям князя. И вот здесь и появляется первое пересечение – среди присутствующих были посланники русского царя Данила Маморев и Иммануил Ангелов.

Иван Третий и Италия

Второй женой русского царя Ивана Третьего была морейская царевна, племянница последнего императора Византии Константина XI Софья Палеолог. Их бракосочетание состоялось в Риме в 1472 году. Через этот брак у Ивана Третьего появились права на наследие Византийской империи. Сразу после обряда бракосочетания первой статус Ивана Третьего признала Венецианская Синьория – русский царь по браку с Софьей Палеолог имеет права на престол в Константинополе.

Признал царский титул Ивана Третьего и император Священной Римской Империи Максимиллиан. 250 лет спустя именно на основании этой грамоты Петр первый в 1721 году провозгласит себя императором.

В 15 веке для Москвы, до недавнего времени раздираемой междоусобицей, это стало важнейшим событием. Царь начал перестройку своей резиденции – Кремля, начали строиться церкви, дворцы, новые оборонительные сооружения. По совету Софьи, Иван Третий отправляет посольство в Италию – найти и привезти лучших мастеров, которые застроят Кремль как резиденцию, достойную Византийскому трону.

Послы и посольство

Русские посланники неслучайно оказались в Castello Sforzesco, замке Сфорца в Милане и строго блюли интересы своего государя. Они отказывались принимать участие в церемониях, если перед ними располагались послы Польши или Венгрии, потому что считали, что их правитель выше по рангу других европейских монархов. Так, на театрализованное представление по случаю бракосочетания дочери Людовико Бьянки с императором Максимиллианом, орагинизованное Леонардо Да Винчи, послы Маморев и Ангелов не пошли – по их мнению, их повелитель стоит выше императора Священной Римской империи Максимиллиана. А на представление памятника отцу князя, выполненному Леонардо, оба посла были, о чем есть запись во флорентийской ратуше.

Мастеров искали в Милане и Венеции. Среди них были не только зодчие, архитекторы и скульпторы, но и , напрямер, „органных дел игрец“.

Имена приглашенных известны, но Олег Ульянов уверен, что среди них был и Леонардо Да Винчи.

Дорога в Московию была в то время долгой и опасной. Без протекции и защиты проехать через враждующие государства было чрезвычайно сложно. Посольство ехало 3 месяца. В июне 1494 года мастера, а с ними Леонардо Да Винчи прибыли в Москву.

Леонардо и Москва

Что свидетельствует о пребывании гения Ренессанса на Руси? Письменных свидетельств нет, зато есть много косвенных признаков, говорит ученый.

В 1493 году в деревянной Москве был очередной пожар. Огонь вспыхнул в Замоскворечье и перекинулся на Кремль. Иван Третий и его семья едва спаслись, после чего он приказал вывести из Кремля все церкви и жилые дома и расчистить город от обычных построек. Народ и духовенство возмущались, но царь был непреклонен. Такой же приказ был дал в отношении Замоскворечья. На другой стороне Москвы-реки снесли все – и разбили сад.

Сад Эдем и Кремль

Олег Ульянов считает, что именно Леонардо создал для Ивана Треьего грандиозный сад. Он занимал 16 гектаров. На его территории располагались 3 слободы, которые и обслуживали сад.

Известно, что в то время Леонардо Да Винчи занимался садовым искусством. Для людовико Сфорца он не только разбил сад, проект которого есть в архивах, но и построил в его замке гигантский павильон с куполом. В своих дневниках сам Мастер пишет, что павильон должен быть накрыт медной сеткой, чтобы там пели птицы и росли диковинные деревья. Сад, который был разбит по указу Ивана Третьего, тоже был райским. Там росли персики, грецкий орех, плодоносил виноград, что трудно представить себе даже сейчас.

По сохранившимся документам, сад поражал европейской планировкой, и его украшали 144 фонтана. Цифра „144“ была по представлению того времени божественной. Высота небесной стены Иерусалима была согласно легенде, в которую верили люди, 144 локтя, а в Книге Жизни речь идет о 144 тысячах праведников. Леонардо создал для русского монарха эдем – райский сад.

Ученый указывает на то, что Леонардо мог участвовать и в перестройке Кремля. Некоторые стены резиденции русских царей, помимо бойниц, имеют необычные отверстия. Из дневника Леонардо Да Винчи мы знаем, что в них вставляли шесты, которые с внутренней стороны становились рычагами. Если нападавшие атаковали Кремль с помощью лестниц, то шесты опрокидывали лестницы на них самих.

Есть в Кремлевской стене и уникальные казематы, которые есть не только в Москве, но и в Нижегородском Кремле, и в крепорсти Орешек, но и в Милане, в замке Сфорца.

А те, кто был в Северной Италии, видят очевидное сходство Свибловой башни и башни в Castello Sforzesco в Милане.

Уникальными были построенные итальянцами и дворцы в Кремле. Кто же строил в заснеженной Москве здания с плоскими крышами? А в резиденции русского царя оно было – именно так выглядело палаццо Ренессанса, которые были построены по проекту Леонардо Да Винчи.

В Кремле на крыше был разбит сад. Когда в 19-м веке началось строительство здания Оружейной палаты по проекту архитектора Тона, то нашли корни фруктовых деревьев.

На Фресках в Благовещенском соборе, домашней церкви Великих князей, академиком Фартусовым были найдены уникальные изображения – дворец Ивана Третьего, а также интерьеры и иконостас собора, который создавал Андрей Рублев.

Профессор Ульянов считает, что Леонардо, будучи в Москве, знал о приготовлениях к празднованию 100-летия первого чуда иконы Владимирской божьей матери, которая спасла Москву от разорения Ордой. Гений Ренессанса вполне мог видеть икону Владимирской кисти Андрея Рублева. Память об этой встрече он видит в картине Леонардо Да Винчи „Мадонна Литта“. Похожая композиция, тонкие вразлет брови богоматери, тонкий нос...

По мнению ученого, Леонардо мог попасть в Москву по рекомендации Пьетро Антонио Солари, который завершал строительство Грановитой Палаты в Кремле. Солари работал с Леонардо в Милане на строительстве знаменитого собора, где зодчим был его отец.

Дорога домой

Пребывание Леонардо в Москве было недолгим, считает историк, с 1494 по 1495 годы. О том, что Леонардо Да Винчи вернулся в Италию, мы знаем по тому факту, что в январе 1496 года он для все того же Людовико Сфорца устроил представление „Юпитер и Даная“, а в 1497 году он заканчивает одно из самых грандиозных своих произведений – фреску в Миланском соборе „Тайная Вечеря“.

Уезжал из Москвы Леонардо Да Винчи также с посольством. В наказе посла Ивана Третьего, которого царь послал к совему союзнику Крымскому хану Менгли Гераю, московский монарх пишет о том, что так только он выдаст свою дочь Елену за литовского князя Александра, он сможет отправить ему посольство в Киев, а дальше в Черкесы. Вот откуда взялся Кавказ в письме Леонардо Да Винчи.

Два коротких года, говорит профессор Ульянов, которые Леонардо Да Винчи провел на Руси, подарили Москве сад Эдем. Им любовались из своих палат Иван Третий и его царица Софья. Сейчас об этом ничего не напоминает, только названия улиц в бывших Садовнических слободах.

Подпишитесь