По прогнозу крупнейшей американской транснациональной банковской корпорации Morgan Stanley нефти марки Brent в III-му кварталу этого года достигнет цены $100 за баррель.
В то же время, глобальные запасы нефти к концу 2022 года сократятся после значительного падения в предыдущем году. При этом резервные мощности в мире также упадут до 2 млн б/с с текущих 3,4 млн б/с, пишут аналитики MS. Инвестиции в увеличение мощностей в нефтяном секторе, как ожидается, сократятся на 30% к концу десятилетия, поскольку внимание рынка переключится на «зеленые» инициативы.
Ранее эксперты банка считали, что спрос на нефть начнет снижаться, когда цены приблизятся к $90 за баррель. Сейчас же они полагают, что это произойдет при более высокой стоимости нефти, поскольку потребление нефтепродуктов остается устойчивым. К примеру, спрос на авиатопливо, как ожидается, будет расти на 1,5 млн б/с уже этим летом.
Прогноз MS совпадает с позицией Goldman Sachs, которые на этой неделе также сообщили, что ожидают подъем цены Brent до $100 за баррель к третьему кварталу 2022 года.
Аналитики считают, что причиной выхода добычи на плато послужит выработка запасов нефти на американских месторождениях, что приведёт к снижению эффективности добычи и росту её себестоимости. Этот процесс уже начался. И он связан также и с заметным замедлением технологического прогресса, а это в свою очередь, должно повлиять на рост мировой экономики. Профессор РЭШ и автор канала «Технологии против геологии» Александр Маланичев, прогнозирует ситуацию на ближайшее будущее:
«Обратимся к детально описанной добыче нефти на сланцевых месторождениях США, которая с 2014 года стала играть роль второго, после ОПЕК+, регулятора мирового рынка нефти.
Максимальный объём добычи сланцевой нефти в США был достигнут в декабре 2019 года, и составил 9,4 млн барр./сут. В 2020 году обвал спроса и падение цены на нефть из-за COVID-19 привёл к снижению объемов добычи на 17%. Интересно, что она упала примерно на столько же, на сколько упал спрос на нефть на мировом рынке в апреле 2020 года.
В дальнейшем улучшение ценовой конъюнктуры вызвало рост добычи, который начался с середины 2021 года. Но пока она остаётся ещё на 10% ниже максимума.
Прогноз EIA подразумевает, что за 2022 год добыча восстановится всего на 94% от максимума при среднегодовой цене нефти марки WTI в $71/барр.
Однако, текущая цена на нефть выше прогнозируемого уровня, что указывает на возможность достижения более высокого уровня добычи в США. Модельный расчёт показывает, что уже при цене WTI в $80/барр. к концу 2022 года объём добычи на сланцевых месторождениях в США достигнет указанного выше исторического максимума. Текущее значение цены превышает данный уровень, и я вижу возможность её дальнейшего роста.
Это означает повышательный тренд добычи нефти в США, как минимум, в ближайшие 2 года. Что будет за этим горизонтом?
Согласно прогнозу, сделанному в 2017 году, пик добычи сланцевой нефти в США будет достигнут в 2026 году на уровне 11-12 млн барр./сут. Причиной выхода добычи на плато послужит выработка запасов нефти на американских месторождениях, что приведет к снижению эффективности добычи (см. график в следующем посте) и росту её себестоимости.
К сожалению, прогресс в организационных и технических решениях добычи нефти в США не позволяет компенсировать ухудшение геологических условий залегания углеводородов. Рост эффективности технологий добычи, известных с первой половины 20-го века, замедлился (гидроразрыв пласта, горизонтальное бурение и др.). Это соответствует общему представлению о существовании предела эффективности технологического решения. Выходом из ситуации будут являться не инкрементальные, а революционные изменения технологии.
Согласно данным EIA, снижение эффективности добычи в США шло весь 2021 год, что является предвестником пика добычи нефти. Предыдущий случился в 1971 году. Ожидается, что, как и 50 лет назад, но уже во второй раз, геология победит технологии, породившие сланцевую революцию в США. Вопрос − надолго ли?
Пока такой сценарий не учитывается аналитиками, некоторые из которых считают, что в ближайшие годы на США будет приходиться каждый второй баррель нефти, удовлетворяющий прирост спроса.
Для мирового рынка нефти снижение добычи в США означает усиление господства ОПЕК+, повышение цены на нефть и стимулирование инфляционных процессов, тормозящих рост мировой экономики. Так, по прогнозам Лукойла, в сценарии «Трансформация» средняя инфляция USD за ближайшие 30 лет может превысить 8% в год, что существенно превышает исторически зафиксированный показатель в 1970-е годы во времена нефтяных шоков.
Таковы возможные последствия стагнации развития технологий добычи нефти даже в условиях ускоренного энергетического перехода.»