Posted 21 января 2022, 11:05
Published 21 января 2022, 11:05
Modified 7 марта, 12:56
Updated 7 марта, 12:56
Ирина Зиганшина
75 лет назад журнал «Бюллетень ученых-атомщиков», который издается в Чикагском университете, начал проект «Часы Судного дня». В 1947 году создатели первой американской атомной бомбы опубликовали первую обложку с символическим изображением циферблата, расположение стрелок на котором показывает близость до ядерной катастрофы. Время до полуночи определяется при участии приглашенных экспертов, в том числе нобелевских лауреатов, которые оценивают напряженность международной обстановки и уровень развития ядерного вооружения.
Решение оставить стрелки Часов на той же отметке, где они были в прошлом году, эксперты объясняют тем, что несколько позитивных событий, случившихся в 2021 году, компенсировались продолжающимся дрейфом в сторону распространения ядерного оружия, климатического кризиса и роста биологических угроз.
«Часы Судного дня уверенно показывают 100 секунд до полуночи. Но стабильность – это не очень хорошая новость, – цитирует The Guardian Шарон Сквассони, профессор Университета Джорджа Вашингтона и сопредседатель Совета по науке и безопасности «Бюллетеня». – В действительности это отражает наше мнение о том, что мы застряли в опасном моменте, который не приносит ни стабильности, ни безопасности».
Среди позитивных событий прошлого года, отмеченных Советом, – решение продлить действие Двустороннего договора между Россией и США о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений, возобновление переговоров по ядерной программе Ирана и приход к власти в США администрации, которая обязалась принять меры для снижения выбросов. Негативные тенденции – продолжающиеся инвестиции крупных держав в свои ядерные арсеналы, отсутствие прогресса в обсуждениях ядерной проблемы Ирана и отсутствие в глобальном масштабе действий по решению чрезвычайной климатической ситуации. Правление также обратило внимание на биологические угрозы, опасность которых стала особенно ясной во время пандемии Covid-19.