Виктория Павлова
Рожденные в СССР наверняка помнят романтику кинотеатров. Их строили рядом с жилыми домами вместе с библиотеками, столовыми и магазинами из расчета один объект на 100 000 жителей. Магия полумрака, свидания влюбленных, заграничная жизнь на экране, редкие фильмы, которые обсуждала московская элита... Символом всего этого были советские кинотеатры до эпохи гаджетов и цифровизации.
Но настали иные времена. Многие кинотеатры отменили кинопоказы, а полезную площадь сдавали в аренду или вовсе не использовали. Городские власти давно собирались передать их в надежные руки и сделать доходным местом. В августе 2014-го московские власти продали старейший кинотеатр «Баррикады» малоизвестному бизнесмену и пообещали, что эта сделка не последняя. Действительно, вскоре был объявлен аукцион по продаже сразу 39-и кинотеатров совокупной площадью около 170 000 кв.м по стартовой цене 9,576 млрд рублей. Победителем стала компания «Эдисон Энерго», аффилированная с ADG Group. Братья Печерские планировали построить на месте кинотеатров новые объекты общей площадью втрое больше первоначальной. В ноябре 2019 года эта идея наконец материализовалась: открылся первый районный центр «Ангара» площадью 12 700 кв.м. На первых этажах расположились сети «Лента», «М.Видео», «Золотое яблоко».
Начало истории обещало, казалось, радужные перспективы. Но дальше с кинотеатрами и вокруг них начались скандалы. Так произошло, например, в Кунцево с кинотеатром «Брест». На площади перед кинотеатром стоит памятник "Поднимающий знамя", посвященный защитникам Брестской крепости работы художника Александра Бурганова. Этот памятник, кинотеатр "Брест" и площадь перед ним представляют собой архитектурный ансамбль, посвященный памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Но правительство Москвы решило отдать это пространство застройщику для сооружения гигантского делового центра высотой 150 метров. Вот такая своеобразная "память" о войне. Жителей это не устраивает. Начался сбор подписей за сохранение площади у "Бреста". Местными жителями даже был создан специальный Телеграм-канал "Сохраним площадь у Бреста «me/SaveBrest». По поводу уничтожения мемориального сооружения в Следственный комитет Российской Федерации москвичи направили специальное обращение.
Перестройка кинотеатров всколыхнула не только Западный округ. На месте снесенного кинотеатра «Улан-Батор» на улице Гримау в районе Академический вспыхнула настоящая война местных жителей с застройщиком. К нам в редакцию обратилась инициативная группа москвичей, которые взывали о помощи. Как вы правильно догадались, это жители домов, примыкающих к тому месту, где раньше стоял «Улан-Батор», а сейчас – строительный котлован.
Прелесть и комизм ситуации в том, что в 2012 г. распоряжением Департамента культурного наследия №857 весь квартал 9С вместе с жилыми домами, административными зданиями и зданием кинотеатра, составляющими единый архитектурный ансамбль, был объявлен исторически ценным градоформирующим объектом под названием «9-ый квартал района «Черемушки».
А через 5 лет, в 2017 году, кинотеатр «Улан-Батор» был включен в программу так называемой «реконструкции» 39-и советских кинотеатров ADG-group (ООО «Эдисон Энерго»). Жители узнали об этом совершенно случайно. Ни публичных слушаний, ни иных оповещений не случилось. И люди возмутились. Не только фактом сноса кинотеатра, но и информацией о том, что на месте «Улан-Батора» будет выстроен торгово-развлекательный центр, который станет гораздо больше по площади и по этажности. В течение двух лет проводилось пикетирование со сбором подписей, проведено 3 согласованных с Префектурой ЮЗАО митинга, собрано около 2 000 подписей против сноса, которые были переданы в приемную Правительства Москвы. Но народное мнение было проигнорировано, и на месте кинотеатра началась стройка. Одновременно с ней в районе Академический зрела революционная ситуация
«Под красивым названием проекта на самом деле скрывалась стройка обычного торгово-развлекательного комплекса, что подтвердила экспертиза. Все бы ничего, но ТРЦ по действующим нормативам не может находиться внутри жилого массива. Санитарно-защитная зона до ближайших домов должна составлять не менее 50-и метров, а по факту она всего 30 метров. К тому же при таком количестве торговых площадей должна быть предусмотрена подземная парковка, но ее в проекте нет и в помине: не предусмотрено ни одного машиноместа. А это значит, что близлежащие дворы после постройки ТРЦ заполнят машины. Нет противопожарных подъездов, а это значит, что при угрозе пожара машины даже не смогут к этому ТРЦ подъехать. Чтобы как-то решить вопрос, строители решили захватить кусок земли во дворе жилых домов по улице Гримау-14, на котором находятся гаражи», - рассказала «НИ» член инициативной группы района Академический Наталья Полетаева.
С этой землей вышла почти детективная история. В 2015 году в районе Академический прошли публичные слушания по межеванию. Согласно оформленным документам, кусок территории во дворе дома по улице Гримау,14 является частной собственностью жителей. Но застройщик в лице ООО «Эдисон Энерго» положило глаз на эту территорию: ее планировали использовать под разгрузку фур. Застройщик стал пытаться выкупить эту землю, но, по словам представителей инициативной группы, не всем владельцам заплатили деньги, а кто-то и вовсе отказался от них. В общем, жители продолжают держать на этом клочке земли оборону, не допуская туда строителей.
В то же время в распоряжение нашей редакции поступило заключение экспертов по пожарной безопасности, которое характеризует строящийся объект как проблемный. «Размещение строящегося здания в границах земельного участка, предусмотренного ГПЗУ, не позволяет обеспечить надлежащее соблюдение требований пожарной безопасности в связи с тем, что соседние земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет и имеют на своей территории сооружения и древесные насаждения, непосредственно граничащие со строящимся зданием», - говорится в заключении независимого эксперта И. Сергунина, которое есть в распоряжении редакции.
У всех еще на памяти пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в Кемерово в марте 2018 года, который унес десятки жизней. Он охватил площадь 1600 квадратных метров с последующим обрушением кровли и перекрытий между этажами. Пожару был присвоен третий номер сложности по пятибалльной шкале, а на территории Кемеровской области был тогда введён режим ЧС федерального уровня и объявлен федеральный уровень реагирования. В результате пожара погибли 60 человек, из них 37 детей. 79 человек пострадали. Повторения такого в Москве не хочется.
Угроза гигантского пожара - это еще не все. В связи со стройкой жизнь жителей начала подвергаться риску уже при выходе из дома. В декабре 2021 г. подрядчик строительства ООО «Адамант строй» каким-то образом получил разрешение на аренду части пешеходной зоны. После этого строители передвинули ограждение, оставив людям для прохода около 80 см в самой узкой части – там, где на тротуаре находятся мачты освещения и дорожный знак. Так как на противоположной стороне улицы Гримау в этом месте пешеходной зоны нет, людей, в том числе с детскими колясками, фактически вынуждают идти по проезжей части, подвергая жизнь опасности.
Мы попытались связаться с застройщиками. Однако, ни один телефон из тех, что указаны на щитах стройки, не ответил. В Мосстройнадзоре нам тоже не дали определенных пояснений. На момент публикации на наш запрос руководителю Комитета государственного строительного надзора Москвы Игорю Войстаренко ответ не поступил. Если он поступит – непременно опубликуем.
Однако, после долгой и почти детективной истории нам удалось дозвониться до представителя застройщика по имени Павел. Свою фамилию это представитель ООО «Адамант строй» раскрывать категорически отказался. Просто Павел, и все тут. Но пояснения Павел из «Адамант – строй» все же кое-какие дал : «Машиноместа около строящегося объекта не предусмотрены, потому что он в шаговой доступности от домов, там всего 2 этажа. По эксплуатации могу сказать, что проект прошел государственную экспертизу. Пожара быть не должно, потому что на стройке есть огнетушители. Да, мы рассматривали участки под пожарные подъезды, но их не уступают жители».
Конфликт жителей с застройщиком уже вышел за рамки ЧП районного масштаб, иски москвичей поступили в Мосгорсуд. Мы поинтересовались перспективой этих претензий у адвоката Алексея Рыбина. «Все требования к застройщику обоснованы. Главное среди них – строительство бизнес-центра внутри анклава жилых домов. У кинотеатра было совсем иное назначение, социальное, в данном случае социальный объект перепрофилирован без учета специфики района. Если возникнет пожар, как к этому ТРЦ подъезжать? Где парковаться подъезжающим машинам? Во дворах домов? В результате жители будут тратить деньги на шлагбаумы, но проблему это не решит, объект будет сам по себе, в отрыве от контекста района. Не понятно, как такой проект вообще могли одобрить в Мосгосстройэкспертизе и в НИИ Генплана. Не исключено, что не обошлось без коррупционной составляющей», - заявил «НИ» адвокат Алексей Рыбин.
И здесь неизбежно возникают вопрос к проекту. Были ли изначально заложены в него все нюансы торговых объектов внутри жилого района? Как известно, проект 39-и московских кинотеатров принадлежит братьям Печерским из Калининграда. Знакомы ли они со спецификой застройки Москвы? Впрочем, складывается впечатление, что специфику города и его хозяйства не знает не только застройщик и авторы проекта, но и Москомархитектуры и НИИ Генплана. Люди, которые живут в городе, вероятно, волнуют эти структуры в последнюю очередь, если волнуют вообще.
За проектом «39 кинотеатров» стоят громадные деньги. Инвестиции в реконструкцию должны были составить до 40 млрд рублей. Затем было объявлено об увеличении инвестпрограммы до 57 млрд рублей. «Изначально речь шла о полной или частичной реконструкции старых объектов, а не просто о косметическом ремонте, поэтому заявленный объем инвестиций выглядит оправданным и сопоставимым со стоимостью нового строительства в Москве», — сообщил руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. Основным кредитором «Эдисон Энерго» с самого начала выступал банк ВТБ. При этом размер и сроки кредитной линии стороны никогда не называли. По данным «СПАРК-Интерфакс», владелец «Эдисон Энерго» — кипрская компания Dvorik Cyprus Limited. В декабре 2014 года ей был выдан кредит на 17 млрд рублей структурами JSC VTB Bank согласно информации кипрского реестра. К весне 2016 года кредит от JSC VTB Bank составлял уже 46 млрд рублей. Кроме того, осенью 2015 года был получен транш на $62,8 млн от кипрского банка RCB Bank Ltd, дочерней структуры ВТБ на Кипре.
Только структуры эти давали кредиты под «перестройку» кинотеатров, не понимая, что на самом деле финансируют разруху в целом московском районе. Факт наложения границ пожарных и погрузочных проездов на придомовую территорию признавал Департамент городского имущества и Комитет по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура). Застройщику ООО «Эдисон Энерго» Москомархитектурой было рекомендовано откорректировать проект «реконструкции» кинотеатра. Но этого не произошло.
«Это системная проблема. Общая для Москвы политика игнорирования принятых при застройке норм. Этот принцип был закреплен бывшим замом мэра Хуснулиным, который сейчас занимает пост вице-премьера. При этом за конкретные работы ответственных найти невозможно. Надзорные органы фактически не функционируют. При выявлении очевидных нарушений следуют незначительные штрафы, и все продолжается. При этом Стройнадзор фактически бездействует. Работа без документов, нарушение норм застройки, незаконная вырубка деревьев стали практически нормой. В результате страдают москвичи, которым все эти стройки совершенно не нужны», - поделилась с «НИ» муниципальный депутат Елена Русакова.
В общем, точечная бессмысленная застройка в Москве вошла в новый виток под витиеватым названием «39 кинотеатров». Теперь она подается под соусом «благоустройства» культурных объектов. Вот только «блага» от этого москвичам никакого нет.