Примечание: 16 декабря 2022 г. Дмитрий Давыдов признан иноагентом по решению Минюста РФ.
Иван Петровский
В 2022 году экологическая общественность будет вспоминать 70-летие знаменитого "Великого смога", который случился в Лондоне 5-9 декабря 1952 года и унес жизни как минимум 12 тысяч человек, еще 100 тысяч приобрели хронические болезни...Причиной беды стал не привычный английский туман, а отопление домов дровами и углем.
Напомним, что в начале декабря 1952 года холодный туман опустился на Лондон. Из-за крайне низкой температуры горожане стали использовать для отопления уголь в большем количестве, чем обычно. Примерно к этому же времени завершился процесс замены городского электротранспорта (трамваев) на автобусы с дизельными двигателями, которые в то время не были оборудованы ни сажевыми фильтрами, ни катализаторами отработанных газов.
Запертые более тяжёлым слоем холодного воздуха, продукты горения в воздухе в считанные дни достигли чрезвычайной концентрации.
Туман был таким густым, что препятствовал движению автомобилей. Некоторые горожане, выйдя из дому, не могли найти дорогу обратно; сбитые с толку непроницаемым смогом, они могли идти, лишь держась рукой за стены ближайших домов.
Поначалу реакция горожан была спокойной, поскольку в Лондоне туманы не редкость. Но в те дни “великого смога” больницы Лондона быстро наполнились пострадавшими с заболеваниями дыхательных путей, начала расти смертность в городе. Сначала эти факты не получили огласки, но через несколько дней оказалось, что у гробовщиков закончились гробы, а у торговцев цветами — траурные венки. Машины скорой помощи не успевали доехать к больным — весь город встал в одной большой пробке не в силах сдвинуться с места. Люди умирали от удушья.
Шок, вызванный этим жестоким уроком, заставил людей изменить своё отношение к загрязнению воздуха. Бедствие со всей очевидностью продемонстрировало всему миру, что данная проблема представляет собой непосредственную угрозу жизни людей. Были приняты новые экологические стандарты, направленные на ограничение использования грязных видов топлива в промышленности и на запрет сажесодержащих выхлопных газов. Среди принятых мер — введение в действие Закона «О чистом воздухе» (редакции от 1956 и 1968 годов) и аналогичного Закона города Лондона (1954 год).
Проблема неэкологичного отопления остается актуальной и в 21 веке. По данным ВОЗ, около трех миллионов людей умирают ежегодно именно потому, что либо сами используют, либо живут по соседству со зданиями, которые дымят угольными или дровяными печами. Даже во вполне благополучной с точки зрения экологии и состояния медицины Западной Европе счет жертв устаревшего отопления идет на десятки тысяч.
Причина - в токсичных элементах-примесях, которые при сжигании углей и дров способны переходить в газовую фазу при температуре сжигания и выбрасываются с дымовыми газами в атмосферу. Эти элементы, выпадая вместе с осадками, переходят в водоёмы и почву, где включаются в трофическую цепь «почва — растения — животные — человек». Обычно в их числе указывают серу, фосфор, бериллий, ртуть, мышьяк, селен, марганец, ванадий, хром, а также радиоактивные элементы — торий и уран.
Другая проблема отопления углем и дровами – это повышенная пожароопасность. МЧС России отмечает, что «печные» пожары занимают третье место по частоте возникновения после неосторожного обращения с огнем и электрических воспламенений. Так, в 2018 году было зарегистрировано 22 857 пожаров по причине нарушения правил эксплуатации и неисправности печного отопления.
Газификация отчасти решает проблему. Но ее уровень в России составляет всего 71,4%, и к 2026 году планируется рост до 74,7%. Такие темпы означают, что через 5 лет четверть россиян все еще будет страдать от негативных последствий сжигания угля и дров, тогда как 100-процентная газификация страны в силу наших расстояний и климатических зон в принципе невозможна, поскольку на выходе к потребителю газовое топливо окажется слишком дорогим. Очевидно, что необходимо создавать дополнительные административные и экономические стимулы, чтобы как можно быстрее избавиться от губительного влияния печного отопления в стране.
В первую очередь эксперты советуют заменить дрова и уголь на пеллеты. Проще говоря, это прессованные и высушенные гранулы или "палочки" или даже целые "поленья", сделанные из самых разных видов сырья - от опилок и стружки до шелухи зерновых культур, камыша и торфа.
Многие люди полагают, что пеллеты и дрова горят одинаково, а главным отличием гранул является только их форма – такие детали не нужно распиливать или рубить. На самом деле это не совсем верно. Дрова являются более влажными, нежели пеллеты, поэтому при их сжигании львиная доля времени уходит на испарение лишней влаги – лишь после этого начинается горение материала.
Люди отдают предпочтение такому способу обогрева жилища, поскольку он обладает весомыми преимуществами:
На вопрос сколько стоит пеллетное отопление, мы нашли вот такую сравнительную таблицу для частного дома площадью 100 кв метров. Возможно, цены на момент публикации поменялись, но соотношение отдельных видов топлива осталось прежним.
Отнюдь не случайно, пеллеты как сухое экологичное возобновляемое биотопливо, получило массовое распространение в развитых странах: на 2020 год мировое потребление выросло в 2 раза за 5 лет, и эксперты предрекают двухкратное увеличение рынка к 2027 году. Такая популярность обусловлена в том числе и государственной поддержкой.
Например, во Франции была организована кампания по продвижению печей и котлов, работающих на пеллетах: НДС при покупке оборудования был снижен с 19,4% до 5,5%, плюс сделан возврат до 50% налогов на стоимость услуг по установке. Как итог: к началу 2021 года 1,2 миллионов французских семей обогревались пеллетами. В этом же году правительство трансформировало программу, выдавая бонусы за переход на новый вид топлива для обогрева жилищ.
Правительство Германии в 2008 году увеличило размер субсидии до 2 000 евро частным домам на установку печей на пеллетах. На сегодняшний день государство по-прежнему ежегодно выделяет более 400 миллионов евро для стимулирования модернизации системы отопления с использованием пеллетных установок и солнечных батарей.
А что же Россия с ее безграничными возможностями по производству изделий из дерева и сельхозкультур?
Известный предприниматель Дмитрий Давыдов, автор проекта "Идеи для развития России" отмечает парадоксальную ситуацию:
Наша страна является одним из мировых лидеров по производству пеллет, стремительно наращивая обороты с темпом роста 20% в год. Но почти вся продукция сейчас экспортируется, а на внутреннем рынке остается всего около 0,5%. 70% мирового объема пеллет потребляют страны Европы.
Это, конечно, радует, что отечественные производители наращивают экспорт в Европу. Но проблема чистого воздуха и окружающей среды в целом более чем актуальна и для России.
Первым регионом в России, который законодательно ограничил сжигание угля, стала Бурятия. С начала отопительного сезона 2021–2022 власти Республики, где 43% домохозяйств обогреваются углем и дровами, запретили всем юридическим лицам, имеющим доступ к центральному теплоснабжению, использовать твердое топливо в автономных котельных: им необходимо либо подключиться к городской магистрали, либо использовать экологические способы отопления.
Однако в других областях и краях России местные власти никак не стремятся к замене обычных печей на пеллетные котлы, - нет ни стимулов, ни желания переходить на современные технологии.
Анализ идей, которые предлагает Давыдов, показывает, что выбрана разумная тактика, которая выгодна как региональным властям, так и рядовым потребителям. Главное - это необходимость государственной, законодательной поддержки программы.
Для начала в России следует параллельно с имеющимися программами газификации установить ограничения на использование классического печного отопления и простимулировать переход на альтернативные источники:
Финансирование такой программы можно осуществить из госбюджета, направив часть налоговых отчислений, поступающих с быстрорастущего сектора производства пеллет, в дотации на модернизацию отопительной системы. Такой шаг в совокупности с предлагаемыми выше ограничениями простимулирует рост количества пеллетных котлов в домах и создаст спрос на отечественное биотопливо на внутреннем рынке.
Реализации описанных выше предложений принесет следующие плоды:
Но главный эффект заключается в том, что жизни тысяч россиян, умирающих преждевременно из-за печного отопления, будут спасены.