«Мария. Спасти Москву»: почему не стоит ругать новый фильм о войне и вере

21 января 2022, 16:41
Пожалуй, со времени выхода на экраны фильма «Остров» (2006 год, реж.Павел Лунгин), наш доблестный кинематограф не обращался к таким важным и вечным темам, как Война и мир, вера и любовь, предательство и ненависть, преступление и прощение, грех и покаяние, духовное возрождение и спасение.

Новый фильм Веры Сторожевой так и называется «Мария. Спасти Москву».Одно то, что Вера Сторожева сняла фильм о вере, для меня тоже явилось неким знаком: Вера о вере…а кто же еще..?

Действие фильма происходит во время войны, зимой 1941 года, в Москве и в Торхово, на оккупированной фашистами территории, где находится чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.Икону эту, по приказу Сталина, необходимо доставить в Москву.

Итак, фильм о войне.Нельзя сказать, что наш кинематограф не обращается к военной теме. Напротив, кино про войну снимают. Но это, как правило, модные нынче блокбастеры, где за многочисленными яркими и шумными спецэффектами пропадает самое главное - Человек.А ведь нет ничего интереснее человека, никакой спецэффект не заменит нравственных и духовных исканий героя.Эти искания были отличительной чертой нашей великой русской культуры, литературы, кинематографа.

В фильме «Мария. Спасти Москву»батальных сцен. Все внимание обращено именно на Человека, проходящего через мытарства, скорби, горнило одной из самых страшных войн и сумевшего сохранить в себе человека, поднявшись на нравственную и духовную высоту.

В основе сюжета картины историческая встреча Иосифа Сталина с блаженной старицей Матроной.Как результат этой встречи - облет три раза вокруг Москвы, на самолете, иконы Божьей Матери, защитившей Москву и всю Россию от фашисткой нечисти.

Впрочем, насчет исторической встречи я погорячилась.Теоретически, эта встреча могла случиться, как и облет с иконой вокруг Москвы, но нигде этому факту я не нашла подтверждения, и поиски мои не увенчались успехом.Опрошенные священники либо не в теме, либо уклонились от ответа.Лишь один из них, знакомый с хозяйкой квартиры, последнего приюта блаженной Матроны, утверждал, что встреча все-таки была.Правда, говорил он тоже со слов этой женщины.

И все же, нельзя исключить тот факт, что в период жуткой паники и смертельной опасности, когда Москва рисковала быть захваченной или оказаться в кольце вражеских войск, Сталин мог и, скорее всего, обратился к св. Матроне Московской.Доказательством может служить резкое изменение отношения к Церкви Верховного Главнокомандующего, когда он в 1943 году, неожиданно открыл тюрьмы и выпустил на свободу священников.

Предвосхищая нападки, которым может подвергнуться картина со стороны ревнителей, выступающих за историческую правду, в защиту скажу следующее:В кинофильме «Мария. Спасти Москву»совсем не важно, была эта встреча или нет.

Ведь эта история с иконой и встреча Сталина с блаженной Матроной явились лишь поводом для глубокого осмысления великой и сакральной темы — борьба Добра со Злом, духовный поиск героини фильма Марии Петровой, ее нравственное и духовное обновление.

Сценарист Елена Райская деликатно и благоговейно прикоснулась к сложнейшей, сакральной теме.В фильме важным действующим лицом является Старица (это прообраз Св. Матроны Московской).Именно с ней, со Старицей встречается Верховный Главнокомандующий, именно к ней стоят в многочасовой очереди москвичи, желая узнать о судьбах своих родных. Так что в фильме тончайше соблюдена этика, и блаженная Матрона превратилась в собирательный образ Старицы.

Неслучайно и героиню фильма зовут Мария, а спасение Москвы в декабря 1941 года, когда началось контрнаступление советских войск, отбросившее немцев от столицы. - это спасение не просто Москвы, это спасение всей страны, а стало быть, всего народа. Мария Петрова, дочь священника, отказавшаяся от своего отца, идейная комсомолка и разведчица.Она получает задание - доставить в Москву с оккупированной фашистами территории чудотворную икону Тихвинской Божией Матери.

В роли Марии довольно убедительна молодая актриса Мария Луговая.Как всегда прекрасен Сергей Пускепалис. Мне кажется, что среди артистов в этой возрастной категории равных Пускепалису нет.Но особенное впечатление на меня произвел Артур Смольянинов в роли о.Владимира. Ему невероятно идет возраст. Смольянинов как-то вдруг вырос из ролей сорванцев и шалопаев и превратился в мужественного героя, которому подвластен широкий диапазон ролей.

Должна отметить, что фильм «Мария. Спасти Москву» отличается своей целостностью.Это тот самый редкий случай, когда невозможно, да и не нужно, разбирать отдельно работу сценариста (Елена Райская), режиссера (Вера Сторожева), оператора (Михаил Искандаров), композитора (Юрий Потеенко), актеров.

Не буду раскрывать и драматургические коллизии.Потому что я очень хочу, чтобы у этой картины была счастливая прокатная судьба.Верю в нашего зрителя, уставшего от американского киношного фаст-фуда. И верю в русский кинематограф. В тот самый бескомпромиссный кинематограф, который свято хранит и преумножает достижения нашего великого отечественного кино.

27 января фильм выходит в прокат.

#Кино #Кинопремьеры #Кинотеатры #Религия #История ВОВ #Сталин #Русская Православная Церковь (РПЦ) #Мнения
Подпишитесь