Как сообщает издание The Insider** со ссылкой на данные Telegram-канала правозащитной организации, «Комитет против пыток» просит ЕСПЧ по правилу 39 оказать срочную юридическую помощь жену Зареме Мусаевой, жене федерального судьи Сайди Янгулбаева и матери правозащитника Абубакара Янгулбаева.
«Правило 39 — „скорая юридическая помощь“ от ЕСПЧ. Оно применяется в случае, если существует угроза жизни или вреда здоровью человека, а все национальные способы правовой защиты исчерпаны», — говорится в сообщении.
Накануне стало известно, что днем 20 января в квартиру федерального судьи Сайди Янгулбаева в Нижнем Новгороде ворвались чеченские полицейские. Они избили судью, его дочь Алию и жену Зарему.
Первоначально налетчики намеревались насильно вывезти на территорию Чечню всех троих, однако узнав, что у Сайди Янгулбаева имеется судейский статус неприкосновенности, его похитить не посмели. При этом под предлогом необходимости допросить в качестве свидетельницы по некоему уголовному делу жену судьи они силой вытащили из дома Зарему Мусаеву. При этом правозащитники убеждены, что Зарему Мусаеву похитили не ради допроса по делу о мошенничестве, а решили захватить заложницей из-за общественной деятельности ее сына.
Янгулбаев рассказал, что его жена больна ковидом и страдает от инсулинозависимой формы диабета, нуждается в постоянной медицинской помощи. Однако налетчики не позволили Мусаевой взять теплую одежду и медицинские препараты: ее выволокли на 10-градусный мороз в одном легком халате и увезли в неизвестном направлении. Когда силовики тащили ее по лестнице, Мусаева потеряла сознание. До настоящего времени ее местонахождение неизвестно.
Семья похищенной опасается за ее жизнь и предупреждает, что без постоянной медикаментозной поддержки она может умереть по дороге. По данным родных, она должна принимать инсулин 5 раз в день. По меньшей мере, одну дозу она из-за похищения пропустила. Когда ее тащили по лестнице, она потеряла сознание. Со вчерашнего вечера о ее местонахождении ничего не известно.
Когда в дом судьи ворвались чеченские силовики, он уведомил о происходящем региональное УМВД и УФСБ, однако те не предприняли никаких усилий, чтобы его защитить.
Как отмечает «Эхо Москвы», адвокаты «Комитета против пыток» потребовали срочных мер прокурорского реагирования на невыезд сотрудников нижегородской полиции по заявлению о похищении Заремы Мусаевой: сотрудники МВД не предпринимали никаких мер в течение 3 часов после заявления.
Когда о похищении жены судьи стало известно, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что считает похищение супруги федерального судьи Янгулбаева «странной историей» и добавил, что Кремль «предпочитает не верить таким сообщениям».
— Ну вообще фантастическая история, конечно, мы предпочитаем просто не верить таким сообщениям без каких-либо подтверждений. Уж очень в неправдивое время мы живем, — сказал представитель Кремля.
Похищение Заремы Мусаевой вызвало большой общественный резонанс. Граждане назвали произошедшее «апофеозом правосудия», отметив, что «если такое среди бела дня происходит с судьями — что уже говорить о простых людях?». Депутат Госсовета Республики Коми Виктор Воробьев направил директору ФСБ Александру Бортникову телеграмму, потребовав провести проверку по факту похищения Заремы Мусаевой.
*Включен Минюстом в реестр НКО-иноагентов.
**Включен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.