Posted 20 января 2022,, 09:47

Published 20 января 2022,, 09:47

Modified 7 марта, 12:58

Updated 7 марта, 12:58

Цой жив! Легендарный рок-музыкант по-прежнему лидирует в опросах общественного мнения

Цой жив! Легендарный рок-музыкант по-прежнему лидирует в опросах общественного мнения

20 января 2022, 09:47
Фото: Фото: Соцсети
Социологи выяснили, что ни один современный музыкант даже близко не сравнится по своему влиянию на общественное настроение с кумирами позднего СССР и 1990-х годов.

Интереснейший опрос провели эксперты Центра социального проектирования «Платформа». Они попытались выяснить, насколько российским исполнителям нашего времени или недавнего прошлого удаётся выражать общественные настроения или формировать их?

В ходе опроса респондентам был задан открытый вопрос: «В разные времена творчество известных исполнителей оценивалось частью российского общества как проявление гражданской позиции, влияло на мнение людей о ситуации в стране. Можете ли вы назвать музыкальное произведение или исполнителя, группу (современное или старое), которые лучше всего выражают то, что волнует общество, его проблемы?»

По результатам опроса, позиции в первой пятерке распределились следующим образом. На первом месте уверенно идёт Виктор Цой (он как фигура гражданского действия значим для 19% респондентов). В первой пятёрке также Игорь Тальков, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, Владимир Высоцкий. Никого из ультрасовременных исполнителей в списке лидеров не оказалось ни в одной возрастной страте - в первую очередь, продолжает работать ресурс 1990-х. А вот из композиций Цоя на первом месте по предпочтениям все же не «Перемен», а «Группа крови».

Кроме того, в списке упоминаний оказались: Любэ (2%), Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Александр Градский, Дмитрий Шостакович (по 1%).

Таким образом мы видим, что в 2020-х российский рок 1980-х до сих пор доминирует в массовой музыке как выразитель общественных настроений. У слушателей сохраняется интерес к смысловому наполнению композиций, эстетическому оформлению социальных тенденций; роль текста для значительной группы является принципиальной.

Характерно, что лидирующий со значительным отрывом Виктор Цой наиболее популярен в возрастном диапазоне 25–34 года (здесь его отмечают 29% респондентов), то есть в группе, общественные позиции которой формировались уже после смерти исполнителя.

Для людей старшего поколения интерес к лидирующим исполнителям в списке может быть обусловлен ностальгией, а также эффектом «импринтинга», при котором образ, связанный с сильным эмоциональным переживанием, жестко закрепляется в массовой памяти и становится культурным кодом поколения.

У более молодых поколений сильнее проявлен эффект включения в старые композиции современного контекста. В ситуации, когда новые исполнители не решают задачи оформления в искусстве общественных смыслов, происходит заимствование произведений из прошлого с наделением их актуальным звучанием. Так, во время белорусских протестов произошла актуализация песни Виктора Цоя «Перемен».

При этом среди российской аудитории оценка известности композиций группы «КИНО» вывела на первое место другую работу Цоя – песню «Группа крови», которая отличается персоналистичным подходом: вносит мотив разрыва с повседневностью, личного выбора, пафоса борьбы и следования экзистенциальному «зову».

По всей видимости, запрос к смысловому искусству в ситуации неопределенности и нарастания динамики общественных процессов будет возрастать. При этом классический рок показывает большую универсальность в выражении общественных настроений, чем композиции новых исполнителей (например, в области рэпа). Однако сложно сказать, насколько велик потенциал старых песен – среди наиболее молодой группы опрошенных интерес к ним заметно падает.

В группе лидеров нет ни одного исполнителя, чей персональный бренд сформировался после начала 1990-х годов.

"