Posted 17 января 2022,, 14:44

Published 17 января 2022,, 14:44

Modified 7 марта, 13:02

Updated 7 марта, 13:02

Лагерь смерти Треблинка: в новой книге приведены неизвестные подробности Холокоста

Лагерь смерти Треблинка: в новой книге приведены неизвестные подробности Холокоста

17 января 2022, 14:44
Фото: annefrank.org
Треблинка… Так назывался один из самых ужасных нацистских лагерей смерти на территории Польши, где в газовых камерах немцы уничтожили более 800 тысяч евреев. Впервые на русском языке вышла книга «Треблинка. Исследования, воспоминания, документы», рассказывающая о чудовищном злодеяниях времен Второй мировой войны.

Геннадий Чародеев

Как рассказал «НИ», ответственный редактор книги, замдиректора департамента науки и образования Военно-исторического общества Константин Пахалюк, это издание тематически и логически продолжает сборники о нацистских лагерях смерти, подготовленные Российским военно-историческим обществом совместно с Научно-просветительным центром «Холокост» - «Собибор. Взгляд по обе стороны колючей проволоки» (2019) и «Майданек. Исследования. Документы. Воспоминания» (2020):

- Как и в предыдущих изданиях, мы стремились представить на суд читателей ранее не публиковавшиеся на русском языке документы и воспоминания бывших узников концлагеря, предварив их рядом исследовательских статей, которые позволили даже неподготовленному читателю воспринимать эти источники. Несомненно, в последние годы, как в России, так и во многих других странах растет интерес к теме нацистских преступлений. В то же время на Западе, как, между прочим, и в России появилось много людей, которые отрицают Холокост и не верят в то, что в лагерях смерти не было массовое уничтожение людей. Поэтому отчасти наша цель заключалась и в том, чтобы на документальном материале рассказать, что такое нацистские лагеря смерти.

Книга разделена на несколько частей. В первой – объединены исследования по истории Треблинки. Во второй блок авторы включили мемуары двух выживших узников Треблинки. Впервые на русском языке публикуются воспоминания Янкеля Верника, написанные им на польском еще в годы войны. Они, кстати, широко ходили среди польских подпольщиков. Авторы книги также отдали предпочтение и мемуарам другого узника Треблинки – Самуэля Вилленберга, опубликованные в середине 1980 годов на иврите. Они были переведены на многие языки мира.

В третьей части – комплекс документов по Треблинке, созданных в 1944 году советскими следственными органами. Эти источники в полной мере никогда ранее в России не публиковались.

Убийцу арестовали прямо на пляже

Февраль 1967 года. На городской пляж бразильского Сан-Паулу «влетели» несколько полицейских джипов с включенными сиренами и бронемашины с автоматчиками. Бойцы батальона специальных полицейских операций окружили шезлонг, в котором нежился мужчина средних лет с аккуратной стрижкой и бокалом коктейля в руке. Он не сопротивлялся, улыбаясь, спокойно протянул обе руки для наручников и сел в броневик...

Крупнейшая бразильская газета Correio Popular в тот же день рассказала в специальном репортаже: «Наша доблестная полиция снова отличилась – арестовала уважаемого гражданина 59-летнего Штангля, прибывшего 16 лет назад из Сирии. На заводе «Фольксваген», где он работает инженером, начальство характеризует его как исключительно добропорядочного человека». Журналисты тогда еще не знали, что на самом деле в руки Интерпола попал бывший гауптштурмфюрер СС, комендант нацистских лагерей смерти Собибор и Треблинка Франц Штангль.

Следствие установило, что всего лишь за четыре месяца службы в Собиборе по приказу Штангля было убито 100 тысяч евреев, а за один-единственный день в Треблинке он посылал на смерть 10 тысяч (!) ни в чем неповинных людей.

Когда предъявили обвинение, нацистский палач возмутился: «Я согласен, что устанавливал газовые камеры. Но моя совесть чиста: я просто честно выполнял свою работу».

Франц Штангль был выдан властям ФРГ 22 декабря 1970 года и там суд приговорил его к пожизненному лишению свободы. Коменданта нацистских лагерей смерти Буквально через полгода бывшего коменданта нацистских лагерей смерти в тюрьме Дюссельдорфа задушили сокамерники.

Что такое лагерь смерти Треблинка

Так случилось, что фронтовой корреспондент «Красной Звезды» и писатель Василий Гроссман в 1944 году вместе с советскими войсками освобождал местность, где когда-то располагался лагерь смерти Треблинка. В своей статье по горячим следам, которую он назвал «Треблинский ад», Гроссман первый раскрыл смертоносную механику гитлеровского «окончательного решения еврейского вопроса». До сих пор, когда люди читают эту полную ужасов статью, у них невольно вырывается: «Этого не может быть!»

По словам исследователя Константина Пахалюка, Треблинку создавали в рамках акции «Рейнхард» - нацистского плана уничтожения евреев на территории польского генерал-губернаторства. План включал еще два лагеря - Собибор и Белжец. Треблинка находилась в северо-восточной части Польши, в четырех километрах от станции Малкиня, по основной железной дороге Варшава – Белосток. Это была малонаселенная местность, покрытая густыми лесами.

Рядом с еврейским лагерем смерти находился трудовой лагерь Треблинка-1. Гроссман писал, что это был обычный концлагерь для поляков, каких немцы построили сотни на оккупированных восточных землях. Всего через этот лагерь прошло около 25 тысяч человек – поляки и евреи.

В Треблинке-1 имелись всевозможные мастерские и среди них солидная мастерская мебели, снабжавшая столами, креслами, стульями штабы германской армии.

Трудовой лагерь существовал с осени 1941 года по 23 июля 1944 года. Он был ликвидирован полностью, когда заключенные слышали уже глухой гул советской артиллерии. 23 июля, утром надзиратели и эсэсовцы, распив для бодрости шнапса, приступили к ликвидации лагеря. К вечеру были убиты и закопаны в землю все зэки. Удалось спастись лишь варшавскому столяру Максу Левиту, который с пулевыми ранениями пролежал под трупами своих товарищей до темноты и уполз в лес. Из под расстрела бежала также еврейка Хеня Трач. Их протоколы допросов опубликованы в сборнике

Билет в одну сторону

В трех километрах от трудового лагеря немцы в мае 1942 года приступили к строительству еврейского лагеря смерти. Строительство шло быстрыми темпами, на нем работало больше тысячи евреев и поляков.

В Треблинке-2 ничто не было приспособлено для жизни, все предназначалось для смерти. Существование этого лагеря должно было, по замыслу рейхсфюрера СС Гиммлера, находиться в глубочайшей тайне. Ни один человек не должен был живым уйти из него. И никому не разрешалось приблизиться к этому лагерю. Стрельба по случайным прохожим открывалась без предупреждения.

Немцы разыгрывали настоящие театральные представления. Жертвы, подвозимые эшелонами по специальному ответвлению железнодорожной ветки, до последней минуты не знали о своей судьбе.

Поезда из западноевропейских стран приходили на территорию Треблинки-2 без охраны, с обычной обслуживающей прислугой, в составе этих поездов были спальные вагоны и вагоны-рестораны. Пассажиры везли с собой объемистые кофры и чемоданы, запасы продуктов. Дети пассажиров выбегали на промежуточных остановках и спрашивали: скоро ли будет станция «Обер-Майдан»? Мало тогда кто знал, что этим условным названием фашисты именовали Треблинку.

Для последнего обмана людей, прибывавших из Европы, железнодорожный тупик в лагере смерти был оборудован наподобие пассажирской станции. На платформе, у которой разгружались очередные двадцать вагонов со смертниками, стояло вокзальное здание с кассами, камерой хранения багажа, и даже с привокзальным рестораном. Повсюду немцы расставили стрелы-указатели: «Посадка на Белосток», «На Барановичи», «Посадка на Волковыск»…

К прибытию эшелона в здании вокзала играл оркестр, все музыканты были хорошо одеты. Швейцар в форме железнодорожного служащего отбирал у пассажиров билеты и выпускал их на площадь. Три-четыре тысячи людей, нагруженных мешками и чемоданами, поддерживая стариков и больных, выходили строиться на огромную платформу. Матери держали на руках детей, дети постарше жались к родителям, пытливо оглядывая улицу.

Как писал Василий Гроссман, жертвы «из простых» до последней минуты тоже не знали о ждущей их судьбе. Людям «добропорядочные» немцы обещали, что их везут на Украину для работы в сельском хозяйстве. Разрешалось брать с собой двадцать килограммов багажа и продукты питания.

Весь путь, который длился иногда два-три дня, заключенным «из простого народа», ехавших в товарных вагонах, эсэсовцы не давали воды. Страдания от жажды были так велики, что пили собственную мочу. Охрана требовала за глоток воды сто злотых и, получив деньги, обычно воды не давала. Люди ехали, прижавшись друг к другу, иногда даже стоя, и в каждом вагоне, особенно в душные летние дни, умирало к концу путешествия несколько стариков и больных сердечными болезнями. Если кто-либо зажигал в ночное время спичку, охрана открывала стрельбу по стенам вагона.

Эшелоны шли к Треблинке в течение тринадцати месяцев. Железнодорожный ремонтный рабочий Люциан Пухава, мобилизованный немцами для работы на ветке, ведущей от Треблинки к лагерю № 2, рассказывал, что за время его работы с 15 июня 1942 года по август 1943 года в лагерь ежедневно приходили от одного до трех железнодорожных составов в день. В каждом составе было до 60 вагонов, и в каждом вагоне не менее 150 человек.

Треблинкой-2 командовал оберштурмфюрер СС Франц Штангль. На суде свидетели рассказали, что этого изверга охватывали непроизвольные приступы смеха каждый раз, когда он убивал кого-нибудь из заключенных или когда в его присутствии производилась казнь.

В подчинении Штенгля находились офицеры СС и охранники - в основном, это были пленные из разных стран.

Лагерь был окружен двойной оградой из колючей проволоки высотой в три метра, минными полями и даже противотанковыми укреплениями. Он включал три зоны: жилую, приемную и зону уничтожения. Последняя - сначала представляла собой кирпичное здание с тремя газовыми камерами. Угарный газ производился с помощью дизельной установки во флигеле, прилегающем к зданию. Газ подавался по трубам, замаскированным под душевые распределители.

Камеры внутри здания соединялись коридором. В каждой из них была еще одна дверь, через которую убирались трупы - их сбрасывали в траншеи, которые выкапывали на расстоянии 180 метров от здания.

Позже к трем газовым камерам добавились еще 10. А для тех, кто был слишком слаб, чтобы самостоятельно дойти до камеры, устроили «лазарет» - огороженную территорию, где развевался флаг Красного Креста. Всех, кого туда заводили, надзиратели ставили на край огромного рва, внизу которого пылал огонь, и тут же расстреливали.

Одним из главных развлечений у немцев были насилия и издевательства над молодыми красивыми женщинами и девушками, которых отбирали из каждой партии обреченных. Наутро сами насильники отводили под локоток «возлюбленных» в душегубку.

Весной 1943 года по приказу Гиммлера, все тела ранее убитых выкопали и сожгли, а вновь убиваемых уже не закапывали, а сразу сжигали.

Всего за год немцы умертвили в Треблинке-2 более 800 тысяч евреев и несколько тысяч цыган, доставленных в Польшу из различных стран Европы.

Восстание, обреченное на смерть

Зачем немцам понадобилось создавать лагеря смерти? И чем они отличаются от концлагерей?

Историк Константин Пахалюк так ответил «НИ» на этот вопрос:

- Лагеря смерти на территории оккупированной Польши создавались по приказу Гиммлера в рамках операции «Рейхард» для «окончательного решения еврейского вопроса». Это - Белжец, расположенный в районе Люблина, в северо-восточной части Польши, Собибор, что на юго-востоке Польши, и Треблинка. Три этих лагеря, приняли на себя в 1942-м основную массу уничтоженных евреев в Европе. Отчасти как лагерь смерти работал Майданек. Параллельно существовали еще два лагеря смерти, не входивших в операцию «Рейнхард» - Хелмно и Аушвиц-2 Биркенау.

Лагерь смерти и концлагерь – разные «машины» для убийства. Концлагерь - это, прежде всего, место экономической эксплуатации людей. Уничтожение каторжным трудом! Это не значит, что в концлагерях не убивали. Там тоже могли быть газовые камеры, чтобы избавляться от обессиленных и больных узников или раненных и замученных советских военнопленных. В концлагерях могло погибнуть даже больше людей, чем в лагерях смерти. Например, Маутхаузен превосходит по количеству жертв Майданек. Но все же по абсолютным цифрам Аушвиц, Треблинка, Белжец и Собибор, а также Хелмно лидируют перед всеми подобными учреждениями.

Лагеря смерти – это своего рода центры уничтожения, куда привозили людей, заверяя их, что, пройдя санобработку, их переоденут, накормят и дадут работу. На самом деле, их отправляли в газовые камеры…

При этом подчеркну, что в Собиборе, Белжеце и Треблинке никаких крематориев не существовало. Евреев убивали газом, а трупы сжигали на кострах на открытом воздухе. Печи, однако, бесперебойно работали в Майданеке и Аушвице.

Существуют документы, которые показывают, что в Треблинке в первые месяцы существования трупы хоронили, но стоял чудовищный запах разлагающихся тел. Тогда практичные немцы решили впредь останки своих жертв сжигать.

Известно, что Белжец, например, успешно функционировал с марта по декабрь 1942 года. За столь короткий срок там убили не менее 440 тысяч евреев, а потом лагерь закрыли по одной простой причине – места хоронить уже не было.

- А что в Треблинке?

- Через Треблинку-2 прошло более 800 тысяч евреев за период с 23 июля 1942 года по конец августа 1943-го. Вначале это было главное место массового уничтожения евреев. Потом «пальма первенства» постепенно перешла к Аушвицу.

- Почему нацисты ориентировались на определенные районы Польши?

- Немцы подошли к этому чисто логистически. В предвоенной Польше на 1939 год насчитывалось порядка 3 миллионов евреев. Везти их на плаху на другой конец Европы было накладно. Гитлеровцы решили уничтожать польских евреев прямо на месте. Да и огромные оккупированные территории Советского Союза были у них под боком.

- Много ли в Треблинке-2 погибло евреев, вывезенных с оккупированных территорий Советского Союза?

- Точных данных нет. Однако известно, что в Треблинке погибло много евреев, вывезенных из западных районов Белоруссии.

- Лагерь смерти в Треблинке - «неприступная крепость» и бежать из этого ада невозможно. Но ведь было же восстание заключенных?

- Когда мы говорим о восставших заключенных в Треблинке или Собиборе, мы должны понимать, что речь идет о тех людях, которые были оставлены нацистами для обслуживания лагерей. Потому что лагерь смерти - это еще место ограбления мертвых. От людей ведь оставались одежда, золотые зубные коронки, зашитые в полу пиджака бриллианты. Всегда при каждом лагере смерти на время оставляли рабочую команду из 500-600 человек, которая занималась разбором этих вещей для того, чтобы отправить их в Германию.

Настал момент, когда поездов в Треблинку стало приходить меньше. До узников доходили слухи, что дела у немцев на Восточном фронте, особенно после Сталинграда, пошли плохо и русские наступают. Особо сообразительные решили, что немцы, в конце концов, избавятся от них, как от свидетелей. Когда у людей не осталось никакой надежды выжить, они решили рискнуть и организовать массовый «прорыв» на свободу. Тем более, терять было нечего. Понимая неизбежность наступления развязки, заключенные Треблинки решили поднять восстание. При этом они осознавали, что их шансы на успех практически равны нулю. Тем не менее, в лагере смерти было сформировано подполье.

В группе заговорщиков ключевую роль играли инженер Галевский, врач Юлиан Хоронжицкий, сортировщик Адольф Фрейдман и бывший офицер чехословацкой армии Желомир Блох и некоторые другие. По одной из версий, заключенные смогли изготовить копии ключей от оружейного склада Треблинки.

Вот, что рассказывал Самуэль Вилленберг - один из немногих узников Треблинки, который выжил во время бунта и дождался окончания войны:

«Мы были наивными. Ужасно наивными. Все думали, что с парой украденных винтовок мы организуем бунт, мы будем, как солдаты, и ура… Сила фантазии велика, но действительность была жестокой. С того склада у нас были какие-то гранаты и винтовки. Первые выстрелы раздались второго августа где-то около четырех часов утра. Раздался сильный взрыв. Думать, что все мы убежим в лес. Немцы начали стрелять со сторожевых вышек и быстро взяли ситуацию под контроль. Первых, кто стал убегать, застрелили. Некоторые заключенные вообще не присоединились к восстанию. Не сражались старшие, те, кому было за 40. Они знали, что им не перепрыгнуть заграждения вокруг лагеря. Но мы все же попробовали. И через проволоку, баррикады и мертвые тела друзей мы бежали из лагеря. Потом через железнодорожные пути и дальше, быстро и бездумно. Во время побега я чувствовал, что мне что-то попало в ногу. Ботинок наполнялся кровью, но я несся дальше».

Эсэсовцы организовали поиски сбежавших зэков, пойманных уничтожали на месте. Местные жители, напуганные событиями, опасаясь за свою жизнь, выдавали евреев солдатам. Тем не менее, до конца войны дожило где-то около 80 бывших узников Треблинки.

Интересно, что спустя два с половиной месяца, - 14 октября 1943 года - произошло восстание в Собиборе, организованное советским военнопленным ростовчанином Александром Печерским. И там повторилось то же, что в Треблинке, - полумертвые от голода люди сумели справиться с отяжелевшими от невинной крови эсэсовцев.

- Что стало с лагерем Треблинка после восстания 2 августа?

- Треблинка-2 приняла еще несколько эшелонов обреченных, а затем перестала существовать. Немцы уничтожили недосоженные восставшими бараки, взорвали печи и газовые камеры, засыпали землей огромные рвы, разобрали каменные постройки и рельсовые пути и сняли ограду из колючей проволоки. Всю территорию лагеря распахали и засеяли люпином. Так нацисты пытались скрыть свои преступления.

- В очерке Гросссмана про Треблинку есть упоминание о том, что злее немцев в лагерях смерти были надзиратели из Украины. Так ли это?

- В историографии, особенно зарубежной, часто утверждается, что заключенных в лагерях смерти убивали немцы и украинцы. Но это не совсем так. В местечке Травники под Люблином гитлеровцы создали школу караульной подготовки (учебно-тренировочный лагерь СС), где обучались курсанты из числа бывших военнопленных и коллаборационисты с оккупированных территорий. Поэтому их называли вахманами-травниковцами. Через эту школу, которая была поставщиком охранников в немецкие концлагеря и лагеря смерти, прошло 4,5 тысячи человек разного этнического происхождения, но все из СССР. Среди них было, как свидетельствуют документы, много украинцев, белорусов, русских, а такжне прибалтыов и фольксдойче. Поскольку украинцы были большинством, то закрепилось представление, будто все происходили из этой этнической группы.

"