Противоречия между Россией и НАТО, конечно же, имеют большие последствия для российской экономики. К примеру, после фактического провала очередного раунда переговоров, доллар подорожал сразу на полтора рубля. Но при этом, не следует забывать про повседневность, а она преподносит все больше неприятных сюрпризов, и они даже пострашнее геополитических угроз. Стоит только взглянуть на ценники магазинных прилавков.
По данным Росстата, за 2021 год среди продовольственных товаров в России больше всего подорожали мясо и птица — плюс 17,5%. Затем - крупа и бобовые — на 16,1% и куриные яйца — на 16%. Но настоящим лидером подорожания признана белокочанная капуста, ее стоимость выросла больше, чем вдвое. Цена куриного мяса поднялась на 27%, свинины — на 18%.
Средние розничные цены на пастеризованное молоко (2,5-3,2% жирности) в России за год выросли на 9,5%, а на стерилизованное молоко – на 10,5%. Причем эксперты утверждают, что по пути от фермы до прилавка цена молока вырастает в 2-3 раза. Такое ценообразование сложилось на российском продовольственном рынке. Надо заметить, все эти продукты не привозные, а выращиваются в России. Эксперты утверждают, что в нашей стране монополизм производителей дополняется монополизмом продавцов. В ритейле доминируют торговые сети и холдинги, причём концентрация на этом рынке возрастает. Причём этот рост сопровождается увеличением поборов с производителей «за вход», «за полку» и так далее, несмотря на все усилия регулирующих и контролирующих органов. Кроме того, ритейлеры всё активнее продвигают товары собственных торговых марок, номинально более дешёвых — но там ценовая динамика выше (как и прибыль продавца)..
В общем же, по данным Росстата (и скорее всего эти данные занижены), продовольственная инфляция в России по итогам 2021 года составила 10,62%, тогда как в 2020 году она была 6,69%. Такого мощного инфляционного скачка страна не помнит аж с «лихих 1990-х».
Любопытно и то, что участники продовольственного рынка категорически отказываются делать какие-либо прогнозы, касающиеся дальнейшего роста цен на продукты, ссылаясь на фактический запрет со стороны ФАС. Антимонопольщики не скрывают, что публичные заявления бизнеса держат на контроле. «Заявление должностного лица о планируемом поведении на товарном рынке, если оно может привести к нарушению антимонопольного законодательства, является основанием для направления антимонопольным органом в адрес такого лица предостережения», — приводит заявление ФАС канал «Время госзакупок».
Но главное даже не в этом, а в том, что продовольственная инфляция в России мощнее, чем в большинстве стран мира. Внутренние цены на еду растут в нашей стране быстрее, чем в развитых странах. Естественно, возникает вопрос: почему в странах Европы роста потребительских цен практически не наблюдается, а в России, несмотря на активно предпринимаемые правительством меры, происходит значительное удорожание продуктов питания?
А все просто. Эксперты объясняют: в странах ЕС темп роста потребительских цен минимальный, несмотря на стремительный рост мировых цен, так как там действуют жёсткие антимонопольные законы. А на российском продовольственном рынке свободно действуют монопольные игроки, что неизбежно приводит к картельному сговору между ними о росте цен.
Другим важнейшим фактором роста потребительских цен на продукты питания на российском рынке является введение в 2014 году эмбарго на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Это приводит к тому, что отечественный товаропроизводитель-монополист не стремится к росту эффективности производства, повышению качества продукции и снижению затрат, а поднимает цены на товарную продукцию с целью получения высокой прибыли.
Сетевой аналитик Андрей Нальгин приводит в своем блоге мнения зарубежных экспертов:
«Цены на российском рынке на товары, которые мы экспортируем, по таким позициям, как мясо птицы или сахар значительно выше мировых. Например, по мясу птицы в 2 раза, по сахару в 1,6 раза. По свинине, рыбе, молоку, пшенице цены на российском рынке практически соответствуют ценам на мировых рынках, лишь совсем немного уступая им. А если исходить из паритета покупательной способности (ППС) валют России, Германии и Китая относительно доллара США, то российские потребительские цены на продовольствие значительно выше.
Так, в США потребительские цены существенно ниже, чем в России, например, по молоку почти в 3 раза, говядине и яйцам в 1,8 раза, куриному филе на треть и только на картофель и яблоки в #США цены выше российских. В Германии все цены на продукты питания значительно ниже российских (с учётом ППС). Аналогичная картина по ценам на продовольствие в Китае, за исключением цены на молоко.
Самый значимый из факторов, влияющих на рост потребительских цен на продовольствие - это монополизация сельскохозяйственного и продовольственного рынка России агрохолдингами и крупнейшими торговыми сетями. На агрохолдинги приходится более 50% от общей выручки всех сельхозорганизаций. Доля агрохолдингов является доминирующей в производстве мяса птицы - 61,5%, свинины - 59,3%, сахарной свёклы - 59,4%. Существующий монополизм приводит к значительному росту потребительских цен. При этом за последние 10 лет доля агрохолдингов в общей выручке сельхозпроизводителей выросла в 2 раза, в прибыли - в 3 раза…»
Вот и выходит, что государство для рядового потребителя гораздо опаснее, чем НАТО. При этом НАТО ещё неизвестно, придёт или нет, а вот дороже платить уже приходится с каждым походом в магазин.
Ну и кто больший враг для россиян? – задается Нальгин чисто риторическим вопросом.