Как сообщает РИА Новости со ссылкой на члена столичной Общественной наблюдательной комиссии и Совета по правам человека Еву Меркачеву, обладателем первого паспорта человека без гражданства, стал 53-летний уроженец Таджикистана Якубджан Хакимджанов.
Все то время, что он находился в Центре временного содержания иностранцев ГУ МВД России по Москве в Сахарово, его не могли никуда депортировать.
«Новая газета» пишет, что проблема с Хакимджановым заключалась в том, что у него не было гражданства ни одной страны мира.
Когда его задержали полицейские, они не смогли установить его личность. Когда Хакимджанова доставили в Центр временного содержания иностранных граждан. Там его поместили не в камеру, а в комнату временного проживания.
Хакимджанов обратился к правозащитникам с просьбой о помощи в поисках работы. Он родился в Душанбе, затем жил в Астрахани, в школу Якубджан Хакимджанов никогда не ходил.
Как поясняет «Российская газета», с 2021 года апатридам — физические лица без гражданства — разрешили получать в России абсолютно новый документ: временное удостоверение личности. Оно будет действовать целых 10 лет, а выглядеть ничем не хуже внедряемых сейчас среди первых россиян электронных паспортов. Получить новый документ и десятилетие находиться в нашей стране на легальных основаниях смогут те, кому попросту некуда ехать.
Федеральный закон, регулирующий порядок оформления документов для апатридов, вступил в силу 24 августа 2021 года.
Удостоверение личности для апатридов выглядит как карточка с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца. На карте указываются ФИО владельца, дата, место рождения и пол. По истечении 10-летнего срока, а также в случае порчи, утраты документа или обнаружения в нем ошибок удостоверение подлежит замене. В электронном виде «паспорт апатрида» оформить нельзя — обязательно присутствие лица. Если апатрид получит зарубежное гражданство или будет установлено государство, готовое его принять, удостоверение потеряет силу.
Сейчас на территории РФ находятся более 5 тысяч лиц с неурегулированным правовым статусом и не имеющих документа, удостоверяющего личность.