Posted 12 января 2022,, 11:48

Published 12 января 2022,, 11:48

Modified 25 декабря 2022,, 18:17

Updated 25 декабря 2022,, 18:17

Мамбеты против агашек и алматосов. В чем причина социальной злости в Казахстане

Мамбеты против агашек и алматосов. В чем причина социальной злости в Казахстане

12 января 2022, 11:48
Фото: Фото: News-front.info
Глубочайшая социальная сегрегация в Казахстане и впредь будет провоцировать его жителей на бунты, подобные январскому.
Сюжет
Власть

О том, что в Казахстане начались репрессии, сообщают в своих блогах сами жители этой страны. Так, журналистка и общественный деятель Айзан Хамит пишет:

«Врываются домой к активистам, выдирают их прямо в шортах и тапочках, не дав даже одеться. Под шумок решили провести зачистки тех, кто их так сильно нервировал своей гражданской позицией. Народ сильно запуган, рассылают друг другу сообщения, в котором говорится, что с сегодняшнего дня все ваши разговоры и сообщения будут прослушаны и прочитаны, что любая шутка будет расценена как попытка переворота и вы будете привлечены к ответственности. Люди боятся вообще вслух что-то говорить.

Тела убитых выдают только при условии, что родственники быстро похоронят, без соблюдения традиций и ни с кем общаться на эту тему не будут. Люди молча забирают трупы. По казахским традициям тело умершего человека должно переночевать в последний раз дома, у нас такое поверье, чтобы душа успокоилась. А тут утром забрали и к обеду уже похоронили. Люди вынуждены давить свое горе в себе…»

В Казахстане уже не хватает мест для всех задержанных

По сообщениям МВД Казахстана почти 10 тысяч человек были задержаны по итогам недели массовых протестов во всей стране. В Алматы задержали 1237 человек, из них 675 подозревают в организации и участии в беспорядках. В Шымкенте задержаны более 2700 участников протестов. Суды Казахстана привлекли к ответственности по административным делам о нарушении режима ЧП и порядка проведения митингов 3022 человека, в том числе 1743 задержанных получили административные аресты. Казахстанский адвокат Галым Нурпеисов в интервью специальному корреспонденту RFI в Алматы, рассказал о том, что для всех задержанных уже не хватает мест в камерах:

«На сегодняшний день такое количество задержанных, что мне, адвокату, непонятно, где они все находятся. У нас даже нет столько изоляторов временного содержания. Там просто не хватит места. Если они сидят там в коридорах, то это нарушение прав человека — их надо кормить, им надо дать возможность справлять естественную нужду. Так что удерживать их сейчас — это нарушение прав человека. Сейчас наши органы будут ссылаться на то, что у нас чрезвычайное положение и такая ситуация. Но при любых обстоятельствах права человека должны быть в приоритете, и мы будем стараться находить и выяснять те обстоятельства, где были нарушены права человека и привлекать виновных к ответственности…»

Алмаатинцы считают всех остальных казахов дикарями

Интересна в этой связи география протестов. Айзан Хамит объясняет, почему главным местом событий стала бывшая столица страны Алматы:

«Я теперь начинаю понимать, почему они запустили группу мародеров в сытый Алматы. Я сама алматинка в третьем поколении, я выросла среди алмаатинцев. У жителей города есть некий снобизм по отношению к приезжим и к жителям аулов. Хотя, казалось бы, мы казахи все из аулов. Алматосы, как они себя называют, считают себя образованными, культурными, а этих дикарями. Не все, конечно. Но большинство. Хотя казахи из аулов очень душевные и простые люди, тянут лямку и молчат годами. Я понимаю, почему они не запустили мародеров на западе Казахстана. Потому что там население все казахскоязычное, там сильно развиты родоплеменные связи. Все друг другу родственники. Этим государственным титушкам сразу бы надавали.

В Алматы такой сплоченности нет и есть сильнейшая сегрегация. Алматосы ненавидят не алматосов и называют их «мамбетами» (такое уничижительное название простых казахов, которые не говорят по-русски, ведет начало от имени пророка Мухамеда. Казахская версия имени - Махамбет, оттуда мамбет)

Теперь все эти алматосы сильно страдают, что город разрушен, совсем не понимая, что провокаторов и мародеров запустила сама власть. А мирные митингующие теперь попали под репрессии, тем кому повезло меньше, попали под пули…»

В Астане все друг с другом повязаны родственными узами

Назвала Хамит и причину неравномерности протестов в ее стране. Чтобы понимать почему в Казахстане такая сильная сегрегация, надо понимать историю Казахстана. Изначально казахи являлись составной нацией, состоящей из разных племен и родов. Были времена, когда рода совершали набеги друг на друга, воровали друг у друга скот. У каждого рода есть свой характер, свои особенности. Например, самыми мятежными всегда были рода из младшего жуза, которые живут в основном на Западе Казахстана, средний род не отличался воинственностью, но дал казахскому народу много мыслителей.

Например, север и восток Казахстана почти никогда не бастует, там казахи в меньшинстве, и много скрытых сепаратистов, которые не прочь отколоться от Казахстана и присоединиться к России. Юг почти тоже никогда не бастует, они хороши в торговле и всегда могут договориться.

Центральный Казахстан - это в основном Астана. В Астане много разных людей. Работу в госаппарате почти невозможно получить без знакомств и взяток. Зарплаты там низкие, в основном люди идут туда, чтобы пристроиться к корыту. А связи в Казахстане это почти все. Как у нас там говорят, без агашки ты букашка. Агашка - это производное слово от казахского слова аға , что означает «брат». Агашка это такое имя нарицательное, то есть твоя крыша. Он может устроить тебя на работу или замолвить слово, или если ты пьяный сел за руль и наехал на кого-то, даже вытащить из суда. Все зависит от весомости агашки. У агашек обычно несколько жен. Одна еще в молодости родила детей и ходит с ним по свадьбам и поминкам. И молодая, которая с пухлыми губами и пухлой грудью. В Астане таких семей много. Соответственно, все друг с другом повязаны. Многоженство идет еще со старых времен, но в массе было обусловлено условиями жизни. Женщина в казахской степи выжить одна не могла, как самостоятельную единицу из себя не представляла. Если умирал муж, ее с детьми забирал брат мужа. Этот закон назывался «левират». В тех условиях это было оправдано, потому что бытовые условия постоянно кочующего народа были тяжелыми. У моего прадеда было 3 жены и 38 детей. Целый аул. Он был купцом и мог себе позволить. Но когда его раскулачили, все пошли по миру. Сейчас же это такая степень извращения.

Так вот, почти вся Астана это агашки, их семьи и содержанки. Потому что весь чиновничий аппарат живет там. Там сыто. Там много света и все блага цивилизации. Меня всегда поражало как можно ставить освещение через каждый метр, тогда как в других городах света на улицах почти нет. Они постоянно перекладывают кафель перед Байтереком, до зеркала вылизывают дороги. Общественный транспорт ходит отлично, топят квартиры прекрасно.

Западный Казахстан сильно обозлен на столичных жителей

Если бы весь Казахстан был как Астана, то ничего бы сейчас не было. Но. Атырау, город в западном Казахстане, который является донором бюджета, живет в ужасных условиях. Атырауский нефтеперерабатывающий завод дымит с утра до вечера, а люди вечером не открывают окна, чтобы не надышаться серы. Там же выбросы серы по ночам. Чтобы не видели. Там плохая экология, высокая заболеваемость раком, в мелких аулах нет даже асфальта. Народ работает в нефтянке, богатых много, но и бедных тоже очень. Народ видит, как шикует Астана и очень сильно злится, потому что сера на их головы, а плюшки астанинцам.

Мангыстауский регион - очень суровый по климату, люди там тоже очень суровые. Исторически им пришлось очень много воевать с туркменами, тем более при сухом засушливом климате, где ничего не растет. Воду пьют из Каспия, очищенную. Вода там реально очень плохая. Сами они тоже суровые и говорят только по существу. Смерти не боятся, власть не признают.

То есть сейчас все, кто выстроился в очередь, чтобы целовать пятки новому, это те, кто понимает, что по-другому им не выжить. Как правило это жители сытых городов, которым по идее побоку, что творится во всей остальной стране…»

"