Сергей Митрофанов
То ли американцы нам устроили подлянку накануне переговоров, то ли мы им, расчехлив свое ОДКБ. Во всяком случае, многие точки жестко расставили наши начальники – Путин и Токаев, а отходить от кардинальной линии никто не решится.
Как известно, братская помощь ОДКБ Казахстану с самого начала имела небольшую проблемку. По уставу, ОДКБ применяется исключительно в случае внешней агрессии, а тут… беспорядки. Поэтому упор телепропаганды был сделан на то, чтобы выдать внутренние беспорядки за внешнюю агрессию. Инспирировано это было достаточно бесхитростно, просто так нам и сказали: это, мол, внешняя агрессия. Далее приступили к доказыванию.
Во-первых, телекамеры обнаружили на площадях людей в красных куртках – наверняка, координаторы из-за рубежа, а красные куртки – чтобы их видели участники беспорядков. (*Иными словами, надо тысячу раз подумать, если вы соберетесь ехать в Казахстан в красной куртке.)
Во-вторых, нашли парочку свидетелей, которым заплатили по 200 долларов, чтобы те, значит, приехали на место событий и что-то непонятное там учинили. (*Накануне казахстанское телевидение показало видеозапись, на которой один из задержанных говорит, что ему заплатили за участие в беспорядках. Вскоре выяснилось, что это джазовый музыкант из Киргизии Викрам Рузахунов, который приехал в Казахстан на гастроли и пропал, а признался он за тем, чтобы отпустили домой, в Бишкек)
Ну, а в-третьих, все объяснил нам и задал рамку сам президент Токаев. Оказывается, в Казахстане существовали «спящие ячейки международного терроризма», которых в свою очередь то ли проспала казахская госбезопасность, то ли была с ними в сговоре. При этом осталось непроясненным, сколько же «ячейки» спали (годы, десятилетия?) и какую конечную цель они преследовали, если у них не было политического лидера и никакого захвата власти, таким образом, они не планировали?
Так или иначе, но в развитие темы о внешнем вмешательство Телевизор подбросил идею о том, что в Республике много лет действовал не запрещенный пока еще Фонд Сороса, хотя у нас, добросовестных потребителей пропаганды, закралось сомнение: он, что ли, давал гранты на беспорядки?
С другой стороны, «вину» Сороса можно и «вычислить». Ибо про Фонд Сороса мы знаем, что обычно он дает деньги на развитие общественных инициатив, связанных со свободной слова и независимыми средствами массовой информации, а по Токаеву – сие есть зло.
«Пособническую и, по сути, подстрекательскую роль в нарушениях правопорядка играют так называемые «свободные» средства массовой информации и «забугорные» деятели, далекие от коренных интересов нашего многонационального народа», - сказал он в своем знаменитом обращении к народу. Но точно такое же зло и бесконтрольная свобода слова и собраний: «…отдельные так называемые «правозащитники» и «активисты» ставят себя выше закона и считают, что они вправе собираться где хотят и болтать что хотят». А должны де собираться, где мы разрешим, и болтать только то, что мы позволим. Во-всяком случае, так расшифровали его слова российские либералы.
Прекрасно отдавая себе отчет, что казахский ригоризм Токаева придется не по вкусу российским либералам, особенно в свете заявленного императива «не вступать в переговоры и стрелять на поражение без предупреждения», Телевизор пошел на опережение, обвинив российских либералов в скудоумии и тоже в пособничестве международному терроризму – они де, скудоумные, против того, чтобы стрелять без предупреждения и убивать всех без разбора.
Ну, право, там ведь могут оказаться и заблудшие, и обманутые международными террористами, чего ж так сразу всех убивать, не попытавшись поговорить, объяснить?
- А чего им объяснять? Они головы отрезают, – парировал Телевизор.
- А началось все с цены на сжиженный газ, - немножко не в такт засвидетельствовал корреспондент «Вестей». Причем нам понятно, что цены задрали не международные террористы, а свои стремительно разбогатевшие родные баи, а «проспал» как раз-таки Токаев.
Мария Захарова – любимая персона Телевизора. Она и пляшет, и поет, и шьет, да еще и немножко по международным делам. На этот раз подачу Захаровой дал, как ни странно, Николай Злобин, вдруг начав развивать тезис, что ОДКБ не только не показал свою эффективность, как утверждал Телевизор, но в кейсе Казахстана вообще провалился. Потому что дело пожарных не только тушить пожары, но и предотвращать их. По мнению Злобина, ОДКБ тоже проспал ситуацию переворота.
На самом деле, тезис более чем сомнительный. Формально ОДКБ – действительно, не спецслужба, чтобы за всеми следить, а именно армейская структура, и цель его именно «тушить пожары», а не предотвращать. Пожар начался – ОДКБ пришел, с этой точки зрения все нормально, и чего Злобин заелся по этому поводу, опять же не очень понятно. Вряд ли членов ОДКБ, президентов республик, устроило бы, если бы за ними следила некая надгосударственная структура. (*Хотя мысль интересная!)
Однако такой «афронт» Злобина дал возможность Захаровой начать большое интервью Соловьеву рассуждениями, что у нее «кровь полилась из ушей, когда она слушала Злобина». Она даже попросила Соловьева проверить, не осталась ли эта кровь у нее на щеках. Так что лично у меня закралось подозрение, уж не договорились ли со Злобиным, чтобы он подкинул Захаровой банальное высказывания, позволив ей на нем оттаптываться достаточно длинный кусок телевизионного времени?
Впрочем, это неважно. Важнее, доходящий до отчаянности, наступательный стиль российской пропаганды. Про переговоры с Америкой сказано, что они могут начаться и кончиться на первых же E2-E4. «Итак, НАТО уходит из Европы?» «Нет, НАТО не уходит из Европы». «ОК, тогда переговоры закончились». Совершенно непонятно, какой тогда смысл переговариваться, если нет возможности адекватной торговли, да и «товар» отсутствует в принципе?
Слова Блинкена о том, что русские не уходят легко оттуда, куда вошли, Телевизором следом за МИДом названы хамскими. Хотя, на мой взгляд, в них нет ничего хамского, поскольку это святая правда. О том, кстати, и свидетельствует азартный дележ Россией мира на сферы влияния, притом, что «45-го года-2» вроде бы пока еще не произошло, а Россию отовсюду уже попросили. Но хамскими, очевидно, не считаются эпитеты, которыми награждает Телевизор своих евроатлантических визави по переговорам. «Бессмысленные дебилы» - пожалуй, было бы самым безобидным эпитетом. Алаверды: «Когда в твоем доме оказались американцы, бывает сложно остаться в живых, не быть ограбленным или изнасилованным».
Я не думаю, что телезритель внимательно следил за ходом обычных рассуждений Захаровой. Там (в Америке) бесчестные убийцы мирных граждан и насильники, здесь (в России) сила и правда, принципиальные люди со своей философией. Там все разваливается, здесь встают с колен и собираются кулак. «А вот что у вас за кружева такие?» - добавляет живинку Соловьев. «Это вологодские кружева, импортозамещение», - кокетливо отвечает Захарова, и это, пожалуй, останется как самый запоминающий момент ее интервью.