Posted 4 января 2022,, 09:55

Published 4 января 2022,, 09:55

Modified 7 марта, 13:13

Updated 7 марта, 13:13

Импортная оборона: Япония теряет собственный военно-промышленный комплекс

Импортная оборона: Япония теряет собственный военно-промышленный комплекс

4 января 2022, 09:55
Японские оборонные компании теряют веру в перспективность бизнеса и постепенно сворачивают свою деятельность.
Сюжет
ВПК

Александр Сычев

Япония и высокие технологии в сознании современного человека практически стали синонимами. Но в действительности это не так. «Люди думают, что Япония обладает передовыми технологиями. Они заблуждаются, - сказал Хейго Сато, эксперт по вопросам обороны и профессор Университета Такусёку на Хоккайдо. - Проблема в том, что японская оборонная продукция не является первоклассной. Никто не заинтересован в покупке продуктов второго или третьего сорта по более высоким ценам».

Эту проблему в Токио не только осознают, но и предпринимают усилия по ее решению. В 2015 году Япония создала собственное Агентство по закупкам, технологиям и логистике с целью оживить отечественную оборонную промышленность, а также наладить совместные технологические исследования, разработки и продажи с дружественными странами.

Но за прошедшие шесть лет практически ничего не изменилось. Казалось бы, страна с высокой технологической культурой, поставив цель наладить производство передовой боевой техники и увеличить свою долю в мировой торговле оружием, должна легко и быстро добиться позитивных перемен. Однако на практике все оказывается гораздо сложнее.

И дело не только в том, что на высококонкурентных и давно поделенных внешних рынках очень трудно кого-то потеснить, чтобы урвать свой кусочек. Японская военная техника и вооружения, действительно, созданы по устаревшим технологиям. К тому же они очень дороги. Наконец, государство, на словах выражающее заинтересованность в развитии японской передовой оборонной промышленности, на деле весьма непоследовательно.

С момента создания Агентства по закупкам, технологиям и логистике Япония продала только один собственный военный продукт – радар наблюдения Филиппинам. И то, это удалось сделать, передав бонусом пять бывших в употреблении учебно-тренировочных самолетов ТС-90 вместе с преподавателями и 40 тыс. единиц запчастей для американских многоцелевых вертолетов UH-1H.

В 2016 году сорвалась попытка Японии продать Австралии подводные лодки класса «Сорю», а государственные власти не оказали достаточной поддержки этой сделке. Австралийцы тогда предпочли французские субмарины, заказав 12 дизельных подводных кораблей на сумму 65 млрд долларов. Правда, Парижу тоже не повезло. Австралия решила вооружиться атомными подводными лодками в соответствии с договором, который заключила с Великобританией и Соединенными Штатами.

Переговоры о продаже Индии около дюжины морских самолетов US-2 компании ShinMaywa Industries были приостановлены из-за разногласий по ценам. Безуспешно закончились попытки Японии экспортировать радар в Таиланд, а фрегаты – в Индонезию.

«Японии необходимо повысить свою конкурентоспособность и освоить некоторые правила маркетинга», - считает Джон Греватт, руководитель отдела исследований и анализа Индо-Тихоокеанского региона в журнале Janes.

Но проблема не только в том, что Япония – новичок на внешних рынках, работа на которых позволяет не только зарабатывать, но и держать палец на пульсе современных тенденций. Японский военно-промышленный комплекс не чувствует себя хозяином даже на внутреннем рынке.

Силы самообороны Японии, которые, казалось бы, должны в первую очередь поддерживать национальный военно-промышленный комплекс, предпочитают приобретать вооружения иностранного производства. Среди японских военных существует шутка. «На мне, кажется, униформа японская», - шутят они.

Япония является двенадцатой страной в мире по размерам закупок военного назначения. На ее долю приходится 2,2% мирового импорта вооружений. Согласно последнему докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), большинство покупок японские военные осуществляют в Соединенных Штатах. В денежном выражении речь идет о двух триллионах иен (17,7 млрд долларов), которые ежегодно американские военно-промышленные компании получают от Страны восходящего солнца.

Правительство и промышленность еще как-то пытаются изменить положение дел. Япония, например, разрабатывает собственную крылатую ракету класса «земля-воздух» большой дальности. Токио приступил к исследованиям и разработкам автономных транспортных средств, управляемых искусственным интеллектом, сверхзвуковых летательных аппаратов, занимается космосом. Пытаются в Японии также ускорить работу над дронами и некоторыми другими программам.

На эти исследования министерство обороны запросило на 2022 финансовый год, который начнется в апреле, рекордные 291 млрд иен. Это на 38% больше, чем в прошлом году.

Япония также занимается совместной разработкой своего истребителя FX следующего поколения с Соединенными Штатами и Великобританией. В проекте по созданию FX участвуют японские корпорации Mitsubishi и IHI и британские Rolls-Royce и BAE Systems. Недавно Япония и Великобритания объявили о планах совместной разработки двигателя для этого истребителя и созданию других технологий и подсистем. К 2035 году истребитель FX должен заменить устаревающий парк истребителей-бомбардировщиков Мицубиси F-2.

Но время – вещь неумолимая. Мечты о будущих дивидендах не могут заменить печальное текущее финансовое положение. Японские оборонные компании теряют веру в перспективность бизнеса и постепенно сворачивают свою деятельность.

Ю Ямада, старший менеджер Японской бизнес-федерации оборонной промышленности, сказал, что сегодня ее членами являются более 60 компаний. Это на 10 компаний меньше, чем несколькими годами ранее.

Ряды японских оборонщиков продолжают редеть. Ведущий производитель строительной техники Komatsu Ltd прекратил разработку и производство бронетехники после того, как министерство обороны раскритиковало качество выполненных конструкторских работ. Компания Komatsu, когда-то являвшаяся седьмым по величине поставщиком военной техники Силам самообороны, теперь только обслуживает тот парк, который уже поставила, но еще продолжает производить боеприпасы.

Компания Daicel Corp., крупный производитель электроники и химических материалов, а также поставщик катапультных кресел для боевых самолетов, отказывается от своего убыточного оборонного бизнеса, чтобы направить ресурсы в другие сферы деятельности.

Sumitomo Heavy Industries прекратила производство пулеметов калибра 5,56 мм, ссылаясь на мрачные долгосрочные перспективы.

Если эта тенденция сохранится, то через какой-то довольно короткий отрезок времени Япония столкнется с серьезными проблемами суверенной безопасности. Это признало в своем официальном заявлении Агентство по закупкам, технологиям и логистике и призвало «обеспечить бесперебойную работу предприятий, чтобы, хотя бы, технологии ключевых поставщиков не были утрачены».

"