Геннадий Чародеев
Впервые о новой Конституции Александр Лукашенко заговорил еще в 2017 году. Тогда ходило много слухов о том, что белорусский президент, на полном серьезе, намерен обеспечить передачу власти по наследству – сыну Коле. Как бы там ни было, Александр Григорьевич не успел претворить свою идею в жизнь. Но в 2020 году, в разгар народных выступлений Лукашенко, подбирая варианты снижения гражданского противостояния, вернулся к идее конституционной реформы. И даже согласовал свои планы с Москвой.
Российское руководство увидело в «обновлении» Основного закона возможность вывода партнера по Союзному государству из сложного политического кризиса. Тем более, что после «миграционной войны» стало ясно, что шестой президентский срок Лукашенко не получит официального «признания» на Западе. Александр Григорьевич решил пойти ва-банк.
Теперь Белоруссию ждет референдум по опубликованным поправкам. Лукашенко пообещал провести его в 20-х числах февраля 2022 года. Через правительственный сайт каждый белорус теоретически может дать свою поправку или выразить отношение к предложениям Минска. Тем более, что сегодня в республике всем известно – Лукашенко сам писал текст новой Конституции.
В новой версии Конституции страны, как стало известно, прописан пятилетний срок полномочий президента страны и норма о том, что «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков. Ограничение начнет действовать после вступления в должность вновь избранного главы государства. Таким образом, Лукашенко, в случае победы на очередных выборах, сможет стать президентом Белоруссии еще на два срока.
Лукашенко и тут подстраховался. Он предлагает ввести новый представительный орган народовластия - Всебелорусское народное собрание. Запланированная численность ВНС - 1200 человек. Срок полномочий одного состава - пять лет. Руководит собранием президиум с председателем.
ВНС. Председатель, как планируется, будет давать согласие на применение армии за рубежом. Перед ним ежегодно отчитывается премьер-министр, у него же есть право объявлять президенту импичмент, а также оценивать легитимность выборов и множество других полномочий.
Кроме того, русский язык в Белоруссии, если народ примет поправки, останется одним из двух государственных.
«Никакого спроса на эти изменения и дополнения в Белоруссии нет и не будет! Новый текст Основного закона точно обсудят журналисты, политики, но не люди с тракторного или автомобильного заводов, не домохозяйки и не предприниматели. Белоруссия остается суперпрезидентской республикой Лукашенко», - так в интервью BBC прокомментировал поправки в текст Основного закона белорусский оппозиционный политик Анатолий Лебедько.
Свою точку зрения на события в Белоруссии в интервью «НИ» высказал российский политолог Андрей Суздальцев:
- Я думаю, что с помощью новой Конституции Александр Лукашенко пытается решить сразу несколько проблем. Прежде всего, оставаясь у власти более 26 лет, он намерен руководить Белоруссией до самой смерти. Но при этом перед ним стояла задача - выйти из сферы избирательного права, так как понятно, что больше Лукашенко не выиграет ни одни выборы. Кроме того, для удержания власти первый белорусский президент должен снова стать легитимным правителем республики. Конституционный референдум должен все эти проблемы решить в комплексе. В итоге старая Конституция Белоруссии была преобразована в невиданный для конституционного права документ, который сочетает в себе выборы и почти абсолютную монархию.
По мнению эксперта, система государственной власти в РБ приобрела двухуровневый формат. На первом уровне, где власть должна проходить выборы, парламент и президентская власть были сохранены. Но полномочия данных ветвей власти радикально сокращены за счет передачи целого ряда функций на второй «ярус», где расположилось так называемое Всебелорусское народное собрание. Второй ярус недоступен для народного голосования, так как, если президент и депутаты парламента должны избираться напрямую, то ВНС по новой Конституции должен состоять из представителей белорусской номенклатуры и неких «выдвиженцев» трудовых коллективов. Фактически, ВНС комплектуется самим Лукашенко и представляет из себя «сливки» его политического режима. Никакого контроля за ВНС со стороны белорусского гражданского общества в новой Конституции не предусмотрено, отметил Андрей Суздальцев.
- Полномочия ВНС и его президиума, который должен возглавить сам Лукашенко, носят практически неограниченный характер: от принятия стратегических документов о развитии белорусского государства, до объявления референдумов, внесения изменений в Конституцию, избрания состава Центральной избирательной комиссии, признания итогов любых выборов и, что очень важно, отправки в отставку избранного президента страны (!). На практике это означает, что Александр Григорьевич в качестве председателя президиума Всебелорусского народного собрания в любой момент может снять с должности избранного прямым голосованием президента страны. Понятно, что созданная система делает президента, не имеющего реальной власти, «козлом отпущения», но при этом сам Лукашенко остается недосягаем для белорусского электората и может, прикрываясь декоративным президентом, править республикой пожизненно. Во всяком случае, по моему мнению, именно на это он и рассчитывает, - заявил «НИ» политолог.
Остается вопрос о проведении досрочных выборов. Но судя по тому, что в новой Конституции появился раздел о переходном периоде, то Лукашенко планирует несколько лет совмещать две Конституции, что позволяет говорить о том, что в Республике Беларусь формируется система типичного «каудилизма» по образцу Испании под властью диктатора Франко.
- Новая белорусская Конституция будет, конечно, неработоспособной, номенклатура окажется расколотой на две группы, которые будут яростно бороться за власть. Но свою задачу – обеспечение пожизненной власти Лукашенко, Конституция формально выполнит. Но это не спасет белорусский авторитарный режим, -заявил Андрей Суздальцев.