Posted 28 декабря 2021, 20:08
Published 28 декабря 2021, 20:08
Modified 7 марта, 12:45
Updated 7 марта, 12:45
Президент России Владимир Путин на прошлой неделе сообщил о том, что по итогам года инфляция в стране ожидается на уровне 8 %. При этом глава государства отметил, что реальные доходы россиян выросли всего на 3,5 %, и уточнил, что на самом деле это средний показатель и рост доходов коснулся далеко не всех. Повышение реальных доходов людей президент назвал ключевой задачей.
Между тем ВЦИОМ проинформировал о том, что рост цен на недвижимость, продукты питания и путешествия стал одной из основных причин беспокойства для наших граждан, уступив первое место лишь тревогам, связанным с пандемией.
Скоро в России может быть принят закон о QR-кодах, что в условиях текущего кризиса поставит бизнес в ещё более уязвимое положение и может спровоцировать как рост цен, так и падение доходов россиян.
Сложившееся в стране положение прокомментировали зампред комитета Госдумы РФ по экономической политике Михаил Делягин, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ Сергей Калашников и член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский.
Михаил Делягин, зампред комитета Госдумы РФ по экономической политике:
- Рост дохода, если он и есть, носит сугубо символический характер. Распространяется на небольшую часть общества.
По итогам девяти месяцев года реальные доходы выросли на 4, 1 % и на полпроцента превысили докоронавирусное время. Ну, может, по итогам года будет3, 5%, здесь президенту виднее.
Нужно понимать, что это достигнуто за счёт вопиющего занижения роста цен. Как недавно Набиуллина уточнила президенту, у нас официальная инфляция будет больше 8 % в этом году.
Понятно, что та инфляция, с которой люди сталкиваются в магазинах, она отчётливо выше. Соответственно, реальная динамика доходов населения значительно хуже.
Поскольку государство закрывает глаза на реальность и изображает, что оно верит официальной статистике, то, к сожалению, активных мер по повышению реальных доходов населения не предпринимается.
Главная проблема заключается в том, что у нас действительно наблюдается довольно значительный промышленный рост. Он, может быть, не такой значительный, как рисует официальная статистика, которая традиционно недооценивает рост цен, но он есть, он налицо, он отчётливо виден в некоторых секторах: в том же сельхозмашиностроении, к примеру.
Но это рост, который основан на современных трудосберегающих технологиях, ну, за исключением строительства, где работают гастарбайтеры.
То есть основная часть народа России от этого роста не получает ничего или практически ничего. Потому что промышленность наша работает на банки, а не на себя, она «закредитованна» как и вся страна.
Рост действительно ведёт к росту прибыли, но, в первую очередь, к росту прибыли банков. С другой стороны, все факторы инфляции у нас остаются.
Когда государство говорит об импорте инфляции, оно говорит правду. Действительно. Мир затоплен долларами, ФРС начинает ужесточать политику, но проблема остаётся. С другой стороны, глобальное разрушение логистики всего коронабесия тоже ведёт к росту цен.
Но государство как не делало ничего для от защиты от этого импорта этой инфляции, так прикрываясь ВТО и собирается делать ничего. Об этом заявил, вполне официально, господин Силуанов.
Также у нас важный фактор – разрушение логистики внутренней, в дополнение к разрушению внешней логистики. Под влиянием коронабесия.
Мы не знаем, насколько жёстко будет вводиться режим апартеида, в каких масштабах он будет вводиться. Но на значительной части России режим апартеида уже введён, и уже очень сильно подорвал внутреннюю логистику.
…Насколько можно судить по государственной политике, реальная задача, решаемая не на уровне “бла бла бла”, а реальная задача – это ликвидация населения, это истребление населения Российской Федерации. У нас сверхсмертность прошлого года на душу населения превысила число расстрелянных в 1937 году.
Ни один из обличителей сталинского террора даже не шевельнулся, филейной частью не шевельнул.
А в этом году у нас смертность максимальная за все послевоенное время, включая голод 1947 года, и включая 2003 год, когда был пик смертности после 1990-х.
И опять-таки никто не шевельнулся. Только Путин выразил озабоченность этой темой, и всё. Не то, что никаких наказаний, даже никаких попыток задать вопрос: "А что в стране происходит?", не было.
"Вымаривают" население искусственно созданным денежным голодом и ликвидацией медицины, превращая ее в “здравозахоронение”.
Сергей Калашников, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ:
- Все наши рассуждения вокруг каких-то цифр – это профанация. Основой экономического анализа является статистика, этой статистики в Российской Федерации просто нет. Нет официального органа, который может предоставлять статистку.
Я достаточно хорошо представляю формирование конечных цифр и вижу огромное количество информационных барьеров, которые искажают эту статистику. Поэтому сопоставление на базе статистических данных, которые публикуются в РФ разными источниками, с точки зрения серьезного экономического анализа, просто неправомерно.
…Существует определенный набор известных рецептов, которые даже не обсуждаются, поскольку они – Альфа и Омега экономики, которые нужно предпринять. Тогда возникает вопрос, почему эти меры не применяются. Ответ простой, это корень зла.
На самом деле, несмотря на заявления и лозунги, правительство не заинтересовано и ничего не делает для того, чтобы решить проблему бедности в России.
…Когда мы говорим о том, что ситуация с ковидом привела к нарушению логистических связей, к снижению производства, это совершенно не соответствует мировой статистике. Мировая экономика в условиях ковида, относительно тех показателей, которые были в 2019 году, растет.
Другими словами, сопоставление мировых экономических показателей за 2020 и 2021 годы показывает, что основная причина заключается не во внешних факторах, а во внутренних.
…Прогнозируется рост реальных доходов россиян. Но на чем основана эта уверенность? Объективных причин, условий для улучшения жизни россиян просто нет. В некоторых отраслях есть рост от того падения, который начался с 2014 года. Это настолько мизерный прирост, что он не оказывает существенного влияния на повышение ВВП страны.
Те механизмы, которые обеспечивают на сегодняшний день рост, они все направлены на импорт, а не на повышение внутреннего потребления. Таким образом, никаких объективных причин для роста благосостояния людей нет.
…На руках у населения около 40 трлн рублей. Точная цифра неизвестна, но это экспертные оценки. Точно нельзя вкладывать деньги в те активы, которые являются малоликвидными. К ним относится вся шкала активов, начиная от акций, биржевых инструментов, заканчивая недвижимостью. Купить то можно, продать потом будет невозможно. Важно осторожно относиться к банковской системе.
Во-первых, банковскую систему лихорадит, во-вторых, она подвержена не экономическим финансовым законам своего0 существования, а решениям, которые принимает ЦБ.
Это ставит под опасность сбережения, которые лежат на депозитах. Хранить сбережения наличными дома – категорически неверно. Первая причина заключается в том, что деньги катастрофически обесцениваются. Положив 100 рублей, вы через день увидите, что их уже 90. Кроме того, начиная с 2022 года, грядет мощная электронизация денег, то есть перевод наличных денег в определенную цифровую форму, будь то цифровой рубль, переводы с карточки на карточку. Наличным деньгам приходит конец.
Если держать их дома, можно оказаться в ситуации, когда они превратятся в хлам. Покупка долгосрочных товаров собственного потребления, не для продажи в критической ситуации, а для собственного потребления – один из самых надежных способов, которые позволяют хоть как-то спасти имеющиеся накопления.
...Что касается связи введения QR-кодов с экономикой, то эта связь опосредованная. Напрямую она не окажет никакого влияния, потому что введение QR-кодов – это политическая задача, которая непосредственно на экономику не влияет. Хотя косвенное влияние связано с тем, что определенные группы людей выпадут из производственного процесса, из экономики, но доля этих людей будет минимальна.
Владислав Жуковский, член президиума Столыпинского клуба, экономист:
- Когда президент говорит, что инфляция будет 8% по этому году, непонятно, как это вообще возможно, если уже накопленным итогом она достигла 8 % к декабрю-месяцу.
То есть понятно, что к концу года она будет выше 8,5 %, может быть, даже 9 %.
Но в эти цифры не верит никто, в том числе, простые россияне, потребители.
Когда Банк России проводит свои социологические опросы, заказывает эти опросы у социологических служб, они показывают, что так называемая наблюдаемая инфляция уже давно превышает рубеж в 17, 7 % и находится на максимуме с 2016 года.
То же самое - прогнозная инфляция на следующий год, она составляет около 14, 5 %.
Поэтому, если из этого исходить, то окажется, что даже если у кого-то доходы в номинальном выражении выросли на 5-7-8%, во что тоже тяжело верится, то окажется, что по итогам года всё равно доходы не выросли, а уровень жизни упал – примерно на 6-7 %, может быть, на 10 %.
Так что разговор о том, что мы выходим из кризиса, что мы наконец-то остановим эту восьмилетнюю эпоху падения уровня жизни и роста бедности, не имеет отношения к действительности.
...Как выживать людям? Понимать, что стратегия власти по отношению к нам – как к новой нефти. Поэтому идея выкачивания из наших граждан все ресурсы, будет сохранена. Нефть стоит 73-75 долларов за баррель, но при этом курс рубля у нас стоит стабильно – 71-73 рубля за доллар. То есть искусственно заниженный курс рубля к доллару, увеличивая доходы в бюджетную систему, ничего не делая в экономике, увеличивает доходы экспортеров сырья.
Пока народ затягивает пояса, у золотой сотни «Форбса» – у офшорной аристократии, доходы выросли с начала года на 68 млрд долларов.
Наша экономическая политика направлена на то, чтобы богатые богатели, а бедные беднели, чтобы все больше денег из карманов населения перекачивалось в сторону монополистов.
Сокращение расходов, увеличение сбережений, наличие дополнительного дохода могли бы помочь россиянам в условиях экономического кризиса, однако у большинства граждан России нет возможность ни сократить расходы, ни увеличить свой доход.