Конституционными поправками, давно обещанными народу страны диктатором Лукашенко, предлагается установить, в том числе и то, что главу государства, прекратившего исполнение полномочий, нельзя привлекать к ответственности за те действия, которые он совершил, будучи президентом. Также в случае принятия изменений один человек не сможет быть главой государства больше двух сроков, а сместить его с должности сможет Всебелорусское народное собрание «в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления».
«Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления", - говорится в проекте конституции.
Там также указано, что предложение о выдвижении обвинения президенту и смещении его с должности вносится Всебелорусскому народному собранию по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей или не менее 150 тысяч граждан республики, обладающих избирательным правом. Расследование обвинения организуется Всебелорусским народным собранием.
«Решение Всебелорусского народного собрания о смещении президента с должности принимается после получения заключения Конституционного суда о наличии фактов систематического или грубого нарушения президентом Конституции в случае, если президент обвиняется в таком нарушении Конституции», - говорится в проекте.
Решение Всебелорусского народного собрания о смещении президента с должности считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава собрания.
В проекте прописано, что «в случае гибели президента в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера» государственные органы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета безопасности.
Там уточняется, что в данной ситуации заседания Совбеза будут проводится под руководством председателя Совета республики. Кроме того, в случае гибели президента незамедлительно на основании решения Совбеза в установленном порядке на территории страны будет введено чрезвычайное или военное положение.
В проекте также прописано, что в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят к председателю Совета Республики. На сегодняшний день этот пост занимает Наталья Кочанова.
Эти положения вызывали неподдельный интерес у российских аналитиков.
Так, известный юрист, профессор Свободного университета Елена Лукьянова пишет:
«Давно не видала такого откровенно авторитарного оксюморона. Вполне может быть помещен в хрестоматию по темам "как манипулировать конституционным текстом во имя сохранения власти" и "как не надо писать Конституции". Ощущения множественные. От "маска я тебя знаю", ибо все подводные валуны и более мелкие камешки разгаданы легко, до озноба от отвращения…»
Политолог Александр Морозов оценил кажущуюся «демократичность» нового документа:
«…из проекта новой Конституции Беларуси следует, что у Лукашенко такой график: после проведения референдума 1 год отводится на формирование Всебелорусского народного собрания. Затем еще два года выделяется на приведение законодательства в соответствие с новой Конституцией. После этого Лукашенко переходит на позицию председателя ВНС, а "президент" превращается в депутата этого ВНС, полномочия прописаны так, что возникает "система двух ключей". "Президент" сохраняет нечеловеческие полномочия, начиная с того, что он монархически "олицетворяет единство народа" (это так записано) и вправе лично руководить заседаниями кабинета министров. Подробно прописаны гарантии неприкосновенности для Лукашенко в случае, если через три года он все же решит перейти к системе "двух ключей" и съехать на пост главы ВНС. Таким образом, в проекте содержится "воображаемая морковка" для белорусского избирателя: надежда на то, что Лукашенко отойдет с позиций оперативного управления в обладающий правом вето ВНС, а президентом станет какой-нибудь Тертель (допустим)... (все это содержится в разделе IX, ст.141-145)…»
Политический обозреватель Коммерсанта Дмитрий Дризе обращает внимание на другую важнейшую особенность документа, имеющую непосредственное отношение к кремлевской милитаристской истерике:
«Из конституции Белоруссии, в частности, предлагается исключить упоминание нейтрального и безъядерного статуса республики. Вместо этого Минск дает обещание не начинать агрессию первым.
Понятно, чье ядерное оружие потенциально может переехать в Белоруссию. В этом можно увидеть потенциальный ответ на расширение НАТО дальше на Восток и, в частности, на Украину. Хотя подобные решения для России даже на первый взгляд кажутся спорными. Это больше напоминает очередную страшилку для западных партнеров.
Конечно, главное — будущее Александра Лукашенко. Без ответа на этот вопрос комментировать все эти документы не имеет никакого практического смысла. Ранее считалось, что нынешний лидер умышленно затягивает публикацию новой конституции, именно чтобы не давать ответа на вышеуказанный вопрос. Как бы то ни было, пока заметно желание предложить союзнику, то есть России, некие варианты интеграции взамен на продолжение финансовой и политической поддержки. Понятно, что вечно так продолжаться не может, однако, скорее всего, основная ставка делается на затягивание времени…»
Журналист Василий Аленин считает, что этим документом Лукашенко «сам себе выписал индульгенцию»:
Лукашенко записал себе в Конституцию https://t.me/SerpomPo/11696 освобождение от ответственности. Испугался. Один этот шаг выдает то, что он понимает, кто он такой есть. (…) И при этом, прожженный до дыр, наглый правитель демонстрирует наивность. Он ведёт себя так, будто верит, что его бумажка под названием «Конституция», которую он впихивает измордованной стране, хоть что-то будет значить в случае, если он потеряет власть, а в Беларуси будет действовать правосудие такого же типа, что и в Европе.
(…) Его гарантия – не «Конституция», а существование в России родственного режима, который его содержит и защищает. Если допустить, что в нашей стране наступят перемены, власти Лукашенко придет конец…»
Вообще же на постсоветстком пространстве, как показывает история, от Конституции мало что зависит. К примеру. Конституция СССР 1936 года была очень хорошей, демократичной, но это вообще никак не мешало власти расстреливать миллионы советских граждан…