Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление Матвиенко, сделанное в ходе пресс-конференции 27 декабря, российское законодательство об иноагентах может быть скорректировано.
«Возможно, какую-то амнистию (стоит объявить для иноагентов) — тоже обсуждаемый вопрос», — цитирует слова главы Совфеда информагентство.
К обсуждению вопроса об амнистии иноагентов Матвиенко предложила вернуться сразу после новогодних каникул. Она не исключила возможности, что в положения закона, вызывающие «сомнения или критику», следует внести коррективы.
Она добавила, что у людей, которым присвоили статус иноагента, должно быть право на оспаривание такого решения в суде.
По словам Валентины Матвиенко, предложения Совета при президенте РФ по правам человека относительно законодательства об иноагентах в Совфеде внимательно изучают.
Глава Совфеда добавила, что сходные законы существуют и в других странах.
Между тем, аналитики отмечают, что в России законодательство об иноагентах приняло уродливые, гипертрофированные формы, которые нарушают права человека. Иноагентом сегодня можно признать любое лицо, которое получило любую, пусть даже самую незначительную сумму из-за рубежа. Нередко факты перечисления денег потенциальным иноагентам выглядят похожими на провокации.
Представители российских СМИ потребовали от властей «остановить абсурд» и отказаться от практики включения СМИ и их отдельных сотрудников в реестры иностранных агентов и нежелательных организаций; отменить соответствующие законы; прекратить избиения журналистов и расследовать эти случаи; прекратить фиктивные административные и уголовные дела против журналистов; соблюдать статью 144 УК РФ о «Воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов»; соблюдать Закон о СМИ.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что на выход из реестра иноагентов требуется одни год, однако до настоящего времени «этим пока никто не воспользовался». Вместе с тем, представители СМИ отмечают, что на самом деле процедура снятия статуса иноагента в законе не прописана, а за ошибки при регистрации отчетности могут грозить реальные тюремные сроки.
«По сути, такое применение закона не только препятствует осуществлению профессиональной деятельности журналистами, но и ограничивает их базовое право на работу», — отмечает Forbes.