Александр Сычев
Один дрон – в пару новому стратегическому бомбардировщику В-21 Raider. Другой претендует на роль верного ведомого для истребителей F-35, F-22 и будущего истребителя шестого поколения. Но не исключено, что в результате остановятся на универсальном варианте.
В связи с планами разработать дроны сопровождения появилось немного новой информации о стратегическом бомбардировщике В-21 Raider, который в следующем году компания Northrop Grumman должна выкатить из сборочного цеха и впервые поднять в воздух. На вооружение самолет планируется поставить в 2026—2027 годах, собрав в последующие годы не менее 149 штук. Новый бомбардировщик заменит существующий парк стратегов – B-1 Lancer и B-2 Spirit.
О тактико-технических характеристиках B-21 практически ничего не известно. Судя по размытым высказываниям министра ВВС США Фрэнка Кендалла и представителей Northrop Grumman, в этом летательном аппарате собрано все самое передовое и проверенное. Внешне он напоминает В-2, но в конструкцию внесены некоторые важные изменения, в частности, в сопло и воздухозаборники. Он, якобы, способен противостоять современным системам противовоздушной обороны и даже российской С-400.
«У него очень большой радиус действия, - продолжил Кендалл. – Он малозаметен и несет значительную полезную нагрузку. Самолет способен нести как обычные боеприпасы, так и термоядерное оружие».
Гораздо больше о В-21 рассказала фотография, которую пресс-служба американских ВВС опубликовала, не подумав о секретности проекта. На фото – быстровозводимый тент для В-21. Такие «палатки» предполагается использовать вне авиабаз постоянного дислоцирования. По размерам бетонных плит аэродрома и стоящих рядом с тентом автомобилей любители авиатехники быстро вычислили длину и ширину укрытия, а затем и примерные габариты самолета. Получилось, что фюзеляж B-21 в длину достигает примерно 15 метров, а размах крыла – 42 метра. Он явно меньше B-2 Spirit, размеры которого, соответственно, 21 и 52 метра. Новый самолет должен стать экономичной альтернативой B-2.
Источник в ВВС, знакомый с программой, рассказал журналу The Breaking Defense, что военные все еще не определились с тем, какие задачи будут возложены на беспилотного напарника B-21. «Тактику применения еще предстоит определить, - сказал он. - Но мы собираемся объединить беспилотники в некое соединение под управлением оператора на B-21».
Согласно нынешним представлениям командования ВВС, один пилотируемый истребитель или бомбардировщик будет иметь под своей командой эскадрилью из примерно пяти дронов. «Идея состоит в том, чтобы пилотируемый самолет определял условия игры, используя в своих целях беспилотные боевые самолеты. Дроны могут быть «пешками в шахматной игре», которыми жертвуют, чтобы побудить противника раскрыть себя. Они смогут проводить разведку, служить передвижными релейными станциями. Они могут прорывать оборону противника и наносить удары далеко за линией фронта, а также помогать отражать нападение. Но точный круг задач будет зависеть от набора программ, из которых оператор сможет выбирать. Это и предстоит решить», - сказал информатор из ВВС.
Еще один аспект также пока остается для американских ВВС открытым: остановиться им на одном универсальном дроне, который будут «затачивать» под выполнение конкретной задачи, или заказывать набор достаточно дешевых дронов с узкой специализацией. Последний вариант привлекает тем, что он дает возможность работать не только крупным подрядчикам, но также и компаниям «средней руки», таким как Kratos, General Atomics и Dynetics. «В этом случае может возникнуть совершенно иная динамика в оборонно-промышленном комплексе с более позитивными эффектами для экономики в целом», - сказал источник в ВВС.
Похоже, что именно последний вариант пока является предпочтительным. На это указывает, в частности, работа исследовательской лаборатории ВВС над программой Skyborg. Речь идет о некоем универсальном для всех дронов искусственном интеллекте с понятным интерфейсом для операторов, которые смогут отдавать команды смешанным беспилотным системам.
По словам Ребекки Грант, аэрокосмического эксперта компании IRIS Independent Research, при создании дронов потребуется очень сложный и продуманный коммуникационный пакет, а также надежный и безопасный канал связи. Он должен обеспечить устойчивость системы к воздействую радиоэлектронных средств борьбы. К тому же дрон должен уметь не только исполнять команды оператора, но и осуществлять боевые действия автономно в глубине обороны противника. «Кендалл был частью группы, которая потратила шесть лет, инвестируя разработку соответствующих программ. Они создали действительно впечатляющий протокол безопасности», - сказала она.
Следует сказать, что идея максимально обезопасить летчиков продвигается в жизнь многими странами. Над аналогичными симбиозами управляемых и беспилотных летательных аппаратов (дроны будут брать на себя слишком опасные для людей задачи) размышляют во многих странах, в том числе, в России и Китае. Австралия, например, совместно с американской Boeing разрабатывает собственный БПЛА под кодовым названием Loyal Wingman. Великобритания надеется создать Mosquito, который будет летать с будущим британским истребителем Tempest.
Но это все пока еще в будущем, хотя уже и в не столь отдаленном.