Posted 25 декабря 2021, 10:32
Published 25 декабря 2021, 10:32
Modified 22 мая 08:06
Updated 22 мая 08:06
Юлия Сунцова
С лета заместителя главного инженера Административно-хозяйственного департамента Московского государственного технологического университета «Станкин» Александра Меньшова, можно сказать, вынудили переквалифицироваться в лидера инициативной группы работников вуза, борющихся за свои трудовые права.
Девятерых работников, сокращенных в результате "реорганизации" административно-хозяйственного блока, объединяет три момента: все они имели высокую квалификацию, были отстранены в последние месяцы правления ректора Алексея Капитанова и все они трубили о "левых" подрядах, через которые, по их мнению, расхищались средства федерального вуза.
Так или иначе "бунтарей" вынудили уволиться, сократив их должности или снизив зарплаты до 4-12 тысяч рублей в месяц, а то и просто открыто приглашали новых соискателей на их вакансии "при них живых".
"В действиях руководства вуза, конечно, мы усматриваем в отношении себя признаки дискриминации в сфере труда. Работодатель классифицирует работников по месту проживания – как следствие невозможность получения регионального МРОТ; возрасту – предпенсионный возраст; убеждениям – антикоррупционная позиция; устанавливает меньшую зарплату по сравнению с аналогичными должностями; умышленно доводит до разрыва трудового контракта путем морального давления на работника", - писали тогда сотрудники, вступившие в увольнительные споры со "Станкин".
Александр Меньшов - единственный, кто в борьбе за свое восстановление и дошел до победного конца.
Зюзинский районный суд Москвы 15 декабря признал его увольнение незаконным и постановил удовлетворить требования о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
16 декабря новый ректор "Станкин" Владимир Серебренный отменил приказ ректора-предшественника о прекращении трудового договора с работником и потребовал допустить его к дальнейшему исполнению трудовых обязанностей.
Ранее мы писали, за что Александра Меньшова, к которому у работодателя никогда прежде не возникало претензий, подводили к увольнению.
В должностные обязанности Меньшова входило формирование проектно-сметной документации и техзаданий на обследование, содержание и ремонт зданий, сооружений, инженерных сетей, а также контроль за исполнением подрядных работ.
С осени 2019 года начальники стали препятствовать Меньшову в выполнении его трудовых функций. Непосредственный руководитель – главный инженер - скрывал реальное положение вещей по ремонтным договорам, не допускал до инвентаризации и обследований сетей, отказывал в выдаче ключей от магистральных пунктов.
Начались задержки подписания договоров подряда и технического контроля. Формируемые Административно-хозяйственным департаментом технические задания системно не исполнялись.
«Где-то подрядчик вообще не выходил на участок и, соответственно, оплаченные контракты превращались в абсолютную фикцию. Где-то работы выполнялись в заниженных объемах, но оплачивались на все 100%. А где-то наоборот шло задвоение и затроение работ – один контракт дублировался и оплачивался многажды», - рассказал инженер.
Насчитав нарушений, как минимум, на 20 млн рублей, Меньшов стал писать докладные с требованием пресечь коррупцию на имя проректоров и ректора.
Однако мер со стороны руководства не последовало, зато самого Меньшова вскоре вызвали «на ковер».
«Это наши люди [подрядчики] – не трогай», «Работы не выполнили – ну и что, а твое какое дело?», «Прекрати писать эти страшные бумаги, сами разберемся», - вспоминает он фрагменты своих разговоров с руководителями.
Но работник «не прекратил». Тогда ему стали настойчиво предлагать уволиться по соглашению сторон. Уходить работник отказался, тогда ему вручили уведомление о «структурной реорганизации» предприятия, в результате чего университет и избавился от «сотрудников-бунтарей».
- Формулировка сокращение штата в связи с перераспределением должностных обязанностей в службе главного инженера судью и прокурора не устроили. Они неоднократно требовали от ответчика разъяснений, по какой причине в действительности сокращали штат. Вуз больше не нуждался в этих должностях? Уменьшился объем работ, которые эти работники выполняли? Может быть сами работы больше не требовались? Ничего из этого работодатель доказать не смог. Зато были выявлены грубейшие нарушения в процессе и геламенте увольнения работников, - рассказывает Меньшов.
16 августа 2021 года Управление материально-технического и хозяйственного обеспечения вводит новое штатное расписание, которым исключает пять должностей якобы за ненадобностью. Но (!), не дождавшись завершения процедуры увольнения старых работников, объявляют эти же позиции вакантными и начинают рекрутировать на них новых людей.
«Вы утверждаете штатное расписание, как и положено, до процедуры сокращения, а потом в процессе идущей процедуры сокращения после предложения всем сотрудникам временных вакансий несколько раз меняете штатное расписание», - говорит судья (аудиозапись имеется в распоряжении редакции).
30 августа Меньшов не соглашается с приказом об увольнении в связи с тем, что ему не предложен перевод на вакантные должности. Он просит ознакомить его с вакантными должностями устно, делает такую пометку на самом приказе, шлет письменные просьбы через регистратуру, "Почтой России" и через электронный документооборот.
В суде, однако, работодатель заявляет, что работник отказался от всех предлагаемых должностей и потому был уволен.
«Ответчиком в период проведения процедуры сокращения штата работников истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности не только с соответствующей квалификацией, но и в том числе нижестоящие должности и нижеоплачиваемая работа. Письменного отказа от этих вакансий ответчиком не получена. Должностные инструкции, в которых работодателем были бы утверждены квалификационные требования по всем вакантным должностям, подходящим истцу, в материалах дела не представлены. Не принят во внимание ответчиком и тот факт что истец имеет большой стаж работы, его предшествующее отношение к труду, а именно: за весь период работу истец ни раз не привлекался к дисциплинарной ответственности», - отмечает судья.
Судебный приказ о восстановлении на работе должен был быть принят к исполнению немедленно, не нужно даже дожидаться исполнительных листов. 15 декабря вынесено решение, 16 декабря - выход на работу, отмечает Меньшов. Но не успели участники судебного процесса выйти из зала заседаний, как начальница кадровой службы громко бросила инженеру: «Я тебя на работу не пущу».
На следующее утро ее предсказания сбылись.
- Прихожу утром на работу, охрана дальше турникетов не пропускает. «Извините, - говорят, - мы знаем, кто вы, но нам начальник охраны дал указание вас не пускать». А тому дала указание начальница кадровой службы. Прорваться удалось только после направления ей сообщения о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда. В общем с боем зашел в кабинет, а он пустой. Столы пустые, техника вынесена, сети отключены от документооборота. Ох... Ну, начал снова служебные записки писать..., - рассказывает инженер.
К слову, на работу Меньшов вышел, не зная размера своего оклада. После схватки со старым ректоратом зарплату ему снизили с 85 до 12 тысяч рублей. Судья своих пожеланий по размеру оклада не внесла.
- Новый ректор ко мне нейтрально относится. 16 декабря он, как и положено, подписал приказ об отмене моего увольнения и доступе к работе. Из стареньких остались только кадровики. Они не хотят пускать меня на работу, потому что боятся, что я и их уволю и под следствие подведу. Так случилось с бывшими проректорами по экономике. У меня на руках все документы об их финансовых подвигах и липовых подрядах. На бумагах - их подписи тоже. - говорит Меньшов.
- "НИ": Как вы думаете, благодаря чему вообще удалось выиграть судебный спор с работодателем крупным федеральным вузом? Учитывая в добавок, что первый суд о взыскании зарплаты за вынужденно прогулянные месяцы, вы проиграли и на второй суд была назначена та же судья Елена Сафьян?
Александр Меньшов: Я не знаю. Я упорный. Все поняли, что я не остановлюсь, как бы ни была сильна вражеская эскадра. "Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать", - эти слова контр-адмирала Руднева - командира крейсера "Варяг" я отправлял им всем на вотсап перед началом судебных заседаний. И ваша статья помогла. Я распечатал ее в цвете и приобщал к судебным материалам. Судья иронично отметила, что в обосновании доводов истец приложил, в том числе, "красочные материалы". Огласка и публичность в таких делах - это очень важно.