Так, адвокат Иван Павлов уверен, что Дмитрий Борисович Зимин один делал то, что должно было, но не делало, государство: поддерживал и развивал науку, вдохновляя молодых учёных оставаться в России:
«Премия «Просветитель», стипендии и гранты учёным, научные конференции, научные проекты и гражданские инициативы – на всё это он тратил своё состояние и свои силы.
А последние годы активно поддерживал нас, адвокатов, защищающих учёных в судах против безумных и безосновательных обвинений ФСБ.
Финансирование науки — это тоже очень важный вопрос, часто говорил он, но не менее важна атмосфера в стране, атмосфера творчества и свободы. В последние годы репрессии против учёных всё больше погружали академическую среду в атмосферу страха. А с уходом Дмитрия Борисовича для российской науки наступят и вовсе темные, мрачные времена.
Светлая память невероятному и совершенно незаменимому человеку!»
Историк и общественный деятель Андрей Зубов напоминает, что этот удивительный по цельности человек происходил из старинного старообрядческого купеческого рода:
«Подобно своим предкам, он с одного рубля создал мощный капитал не на торговле ресурсами, а на ресурсе собственного интеллекта. "Вымпелком" стал проектом, устремленным в будущее - столь необходимым миру коммуникационным проектом. И он принес Дмитрию Борисовичу деньги и славу. И эти деньги, как и его предки, он употребил не на себя, а на благо общества, поддерживая интеллектуальное многообразие в фонде "Династия"*, и ростки демократии в России. Он вполне заслужил редкое для современной России имя - филантроп.
Помню, как-то он осведомился, а в каком районе Москвы вы живете? - В Хамовниках. - Тогда я дарю Вам на память мой альбом старых и новых фотографий Хамовников. Такие альбомы были его Фондом изданы по всей Москве. Он очень любил свой город, и мы были единодушны в желании сохранить быстро разрушаемую старую Москву - лучше в натуре, но хотя бы на фотографиях. - "Чтобы дети знали, что мы потеряли" - как сказал он. Я попросил Дмитрия Борисовича подписать альбом. Ему уже трудно было это сделать - правая рука почти не слушалась. Но все же он поставил подпись. И она безмерно дорога мне.
Помню и чествование его в день 85-летия. Это была последняя наша встреча. Очень сердечная. Теперь всё позади. Как написал сын - Борис, Дмитрий Борисович ушел в полном сознании, с грустью и облегчением на руках сына. Он прожил правильную жизнь и ему было кому передать свое дело, как передавали от отца к сыну дело и его предки, былые поколения Зиминых.
Дорогой Дмитрий Борисович, благодарю Вас за всё, что Вы сделали для России и для меня. Рука дающего не оскудевает - это старая истина. Но еще важнее, что сердце дающего открывается в бездну бытия Того, Кто подарил нам наше бытие и этот мир, который Вы делали честней и прекрасней…»
Социолог Константин Сонин считает, что Зимин был поистине выдающимся филантропом, человеком, который вошёл в новейшую историю России, сделав больше всех для того, чтобы русская наука не просто процветала, а чтобы всем, всем россиянам было понятно, что и зачем делают учёные:
«Я не знаю, больше ли всех он потратил денег на образование и просветительство. Может, кто-то в истории России и больше. Может, и нет. Но определенно - никто и никогда в истории России не думал об этом так структурно, не подавал пример и не создавал образец, как Зимин. Никого не было похожего на него в последние десятилетия - и это будет счастье, если появится кто-то, кто сделает жизнь с него.
Дмитрий Борисович несколько раз приходил на мои публичные лекции и я каждый раз думал - вот что такое я могу знать, чего он не знает? Он был не просто выскочкой, выигравшим в лотерею в 1990-е - он как раз был первым супербогатым, чье богатство не имело отношения к приватизации. Он не просто хотел помочь просвещению - он знал, как это делать, он делал это лучше всех.
Как и у каждого великого человека, в истории Зимина есть и дни поражений. Весь смысл Фонда Династия состоял в том, чтобы поддержка науки происходила не по воле одного человека, а системно, структурно. Когда идиотские законы сделали этот проект невозможным - по мне, это сравнимо, в русской истории - с убийством Кондратьева, Вавилова, травлей Егорова - он закрыл его. И остался сам все тем же умным, позитивным человеком.
Светлая память, Дмитрий Борисович! Великая, хорошая жизнь…»
Политолог Дмитрий Некрасов напоминает о том, что Зимин был выдающимся советским ученым, лауреатом всевозможных премий, потом человеком, который в весьма немолодом возрасте, ничего не приватизируя, с нуля, создал «Билайн» - на тот момент даже по мировым меркам передовую компанию:
«Он был и предпринимателем, который будучи старше большинства пионеров российского бизнеса лет на 30, тем не менее, первым реализовал совершенно новаторскую для постсоветского пространства историю - первое IPO российской компании на американском фондовом рынке.
Но главное в том, что он первым из крупных российских предпринимателей потратил большую часть своих денег на благотворительность – поддержку российской науки и культуры. Благодаря ему было реализовано множество образовательных программ, получили поддержку молодые ученые и писатели и многое-многое другое. И дело даже не в его деньгах, а в передовых подходах и методах, столь дефицитных в России.
Так сложилось, что последние месяцы на Кипре мы несколько раз пересекались и разговаривали. Он даже успел прочесть мою только что вышедшую книжку. Был одним из первых читателей. А мне он подарил свою. Автобиографическую. И так сложилось, что подробное повествование о его интересной жизни я прочитал буквально пару недель назад. До сих пор у кровати лежит.
Я человек не сентиментальный, но грустно и искренне жаль…»
Политолог Александр Морозов противопоставил жизненную позицию Зимина всем российским «владельцам яхт» в Ницце:
«Разбогатев вместе с ними в конце 90-х гг., а это случилось просто, потому что он был частью поколения, участником больших обстоятельств, - он считал себя "патриотом" (но не в том смысле, как считает себя Петр Толстой и Проханов и прочие клоуны). Зимин исходил из мысли, что он мог бы поддержать лучшее из того, что есть "на родине". И он это сделал. Его вклад в сохранение гуманитарного знания в России - неоценим. Он был человеком очень широкого взгляда. Мы жили в последнее десятилетие, зная, что такой человек как он - есть среди нас. Зимин и был тем человек, о котором мы точно могли сказать, его внутренняя позиция в отношении России, противостоит всей этой отечественной гоп-компании. И это действовало спасительно. Остается только молиться…»
Писатель Виктор Шендерович приводит запись из своего дневника от 14 февраля 2017 года:
«Встреча с Зиминым. Его монолог про подонков у собак и обезьян, про место подонков в стае. Про Сталина, который сделал ставку на подонков - и победил интеллектуалов. Про век русской Катастрофы. Про дату для всенародной минуты памяти (5 сентября, день объявления красного террора). Дедушка такой дедушка; традиционно в домашней одежде, негромкая классическая музыка в кабинете... Производит впечатление марсианина посреди московского зоопарка.
Таким должен был стать человек как вид, но победили подонки…»
*внесен в реестр иноагентов