Рынок NFT оказался одним из самых быстроразвивающихся в уходящем году. По данным Christie’s, львиную долю доходов от продажи NFT-токенов аукционному дому принесла реализация двух работ Майка Винкельмана, известного под псевдонимом Beeple.
Так, в марте этого года цифровой коллаж Винкельмана «First 5000 Days», который состоит из 5 тыс. изображений, добавляемых в коллекцию ежедневно по одному с мая 2007 года, ушел с молотка почти за $70 млн.
«Вторую работу господина Винкельмана оценили скромнее — в $29 млн», — отмечает «Коммерсант».
Эксперты пока не берутся оценить, насколько стремительной будет капитализация рынка NFT-шедевров в ближайшие годы, и по каким принципам будет формироваться на электронные произведения искусства.
Подавляющее большинство выставленных на продажу электронных работ продается за достаточно скромные деньги (15-20 долларов): дороже полутора тысяч долларов с молотка уходит лишь 1% токенов. Между тем, в марте этого года цифровое произведение искусства под названием «Дом на Марсе», напоминающее компьютерную игру, было приобретено за 288 эфиров — в пересчете с цифровой валюты это более полумиллиона долларов.
Цифровые шедевры вызывают интерес не только у коллекционеров, но и у криптоэнтузиастов, имеющих большие накопления в цифровой валюте. За год интерес покупателей к NFT вырос в 220 раз — с $100 млн до $22 млрд. Пока эксперты не берутся оценить, насколько масштабы рынка NFT изменятся в 2022-м. учитывая объемы уже сделанных вложений, пожно предположить, что инвесторы на достигнутом не остановятся. А там, где есть спрос, будет и предложение. В ноябре этого года авторы словаря Collins назвали NFT «словом года». В том же месяце американская студия Miramax подала в суд на режиссера Квентина Тарантино, узнав о его планах наладить торговлю частями сценария культового фильма «Криминальное чтиво» в форме NFT-токенов. Квентин Тарантино намеревался заработать на NFT не только продажей токенов со сценами из фильма, но и с частями рукописного сценария к «Криминальному чтиву», снабженными аудиокомментариями. Но на студии посчитали, что такие планы режиссера нарушат права Miramax.
NFT (non-fungible token), или уникальный токен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален и не может быть замещен другим аналогичным токеном. Невзаимозаменяемый токен представляет собой сертификат уникальности цифрового объекта. Цифровой криптографический сертификат подтверждает право на владение цифровым активом — например, цифровым артефактом или файлом.
NFT не запрещает копирование цифрового объекта, однако указывает, что право владения оригинальным экземпляром принадлежит определенному лицу.
Ранее сообщалось, что в цифровой файл, связанный с уникальным токеном, была конвертирована работа художника Бэнкси «Morons (White)», которую блокчейн-компания Injective Protocol купила у галереи Taglialatella Gallery в Нью-Йорке за 95000 долларов США. После покупки физический оригинал картины был публично сожжен. Таким образом, единственным образцом произведения искусства стал не физический объект, а оставшийся цифровой файл. Этот уникальный файл владельцы решили продать с аукциона за криптовалюту.