Геннадий Чародеев
На прошлой неделе Москва потребовала исключить возможность присоединение Украины к НАТО, а альянсу отказаться от военной деятельности в странах, соседствующих с Россией. Соответствующие положения МИД РФ включил в проект договора о безопасности, который был направлен в Вашингтон. США в свою очередь заявили, что диалог с Москвой по гарантиям безопасности возможен лишь в условиях деэскалации у границ Украины и в координации с европейскими союзниками и партнерами.
Генсек альянса решил в срочном порядке возобновить работу Совета НАТО-РФ, которая «заглохла» в 2019 году, как считают в Европе, по вине, как Москвы, так и Брюсселя.
«Мы готовы вести диалог. И в моих намерениях - созвать заседание Совета НАТО-Россия в начале следующего года, сесть за стол переговоров и обсудить очень серьезные вопросы с Россией», - заявил Столтенберг на встрече с журналистами в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
Отвечая на вопрос о разногласиях союзников, генсек отметил «безусловное право стран Европы иметь свою точку зрения». При этом он объявил о единстве союзников по НАТО в требовании к России способствовать деэскалации ситуации вокруг Украины. Столтенберг отметил, что «неспровоцированное и необъяснимое» наращивание группировки войск РФ у границ с Украиной продолжается, включая переброску артиллерии и танков, а «намерения Москвы не ясны».
По словам Столтенберга, решение Киева о вступлении в альянс не является предметом для компромисса и переговоров с Москвой. У всех стран Европы, включая Украину, есть право самим выбирать свой путь,
Как пишет хорошо информированная газета The Financial Times, хотя западные политики и назвали требования, выдвинутые Россией в адрес НАТО, «нереалистичными и не заслуживающими доверия», однако они не хотят отвергать их сходу. В ЕС считают, что все вопросы можно решить путем переговоров. Никто не хочет воевать!
Вместе с тем в Европе признают, что, если отвергнуть первоначальное дипломатическое предложение Москвы, ситуация еще больше ухудшится. Там считают, что прозвучавшие инициативы дают шанс начать диалог, как и вероятность введения санкций, если Москва все-таки нападет на Украину.
Даже известная русофобка Кристина Ламбрехт, которая только что возглавила военное ведомство ФРГ, считает, что надо обсудить предложения Москвы. «Мы должны урегулировать текущие противоречия на дипломатическом уровне», - заявила она.
«Проблема здесь в том, что, если просто сказать «нет» в ответ на требования Путина, у нас не останется возможности для разговора», - сказал один высокопоставленный натовский дипломат, отметивший, что члены Североатлантического альянса и Евросоюза сейчас обсуждают, что конкретно им надо отвечать Москве.
Официальные лица рассказали FТ, что они пока не решили между собой, как проводить переговоры, и кто в них будет участвовать.
Более крупные форматы, такие как Совет Россия-НАТО или Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), дают возможность выслушать более обширный круг мнений и избежать представления о том, будто крупные державы обсуждают последствия для стран поменьше. Но для обсуждения деталей и достижения результатов может понадобиться более избирательный формат переговоров.
Западные дипломаты не хотят позволять России устанавливать условия встреч и контактов, и поэтому переговоры начнутся только после того, как НАТО и США согласуют свои предложения и сообщат Москве.
Тем временем, разногласия между странами НАТО растут как снежный ком. Министры обороны стран Скандинавии и прибалты в один голос отвергли российские требования, о чем говорится в опубликованном заявлении.
Эстонский министр обороны Калле Лаанет сказал: «Мы видим, что агрессивность России только усиливается, а дальнейшее обострение ситуации является серьезной угрозой для безопасности всей Европы. Для нашего региона и для наших союзников важно, чтобы было единое представление о складывающейся обстановке».
По словам министра обороны Литвы Арвидаса Анушаускаса, нельзя позволять России «проводить новые красные линии», а также «нельзя делить Европу на сферы влияния» и «запретить странам выбирать ориентацию по безопасности», передал его слова портал BNS. Министр отметил, что своими требованиями Россия хочет расколоть НАТО и исключить присутствие США в Европе.
В то же время министр обороны Франции Флоранс Парли заявила, что западные страны не должны идти на обострение с Россией, чтобы не спровоцировать новую холодную войну, вместо этого необходимо «поддерживать с Москвой открытый и прямой диалог». При этом она отметила, что Россия уже находится под санкциями и их можно усилить вплоть до политической изоляции страны.
Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заметил: «Я думаю, они попытаются перевести все в вялотекущий процесс, а нам ответ нужен срочно, так как ситуация очень тяжелая».
Советник по национальной безопасности Джейк Салливан в беседе с советником российского президента по вопросам внешней политики Юрием Ушаковым дал понять, что США готовы к дипломатическому взаимодействию по разным каналам, в том числе к двусторонним переговорам, к контактам по линии Совета Россия-НАТО и ОБСЕ. По его словам, любой диалог надо вести на основе взаимности.
Тем временем Силы быстрого реагирования НАТО, по приказу Брюсселя, приведены в повышенную боеготовность, сообщила немецкое издание Die Welt со ссылкой на осведомленных дипломатов в альянсе.
По их словам, уже с понедельника Объединенная оперативная группа повышенной готовности НАТО должна приступить к развертыванию в кризисном районе в течение пяти дней военной группировки VJTF, в состав которой входят около 6400 военнослужащих США, Великобритании, Польши, Испании, Италии и других стран-участниц Североатлантического альянса. О ее создании главы государств и правительств стран НАТО объявили на саммите в Уэльсе в 2014 году в качестве ответа на изменившуюся обстановку в сфере безопасности после присоединения Крыма к России.
Тем не менее, министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что, поскольку Украина не является членом НАТО, принцип коллективной обороны на нее не распространяется.
«Крайне маловероятно, что кто-то отправит войска на Украину, чтобы они противостояли России. Украинцам это известно», - сказал британский генерал.
«Вооруженные конфликты, кровопролитие - это абсолютно не наш выбор, мы не хотим такого развития событий. Мы хотим решать вопросы политико-дипломатическими средствами, но иметь хотя бы ясные, понятные и четко изложенные юридические гарантии - вот в чем смысл наших предложений, изложенных на бумаге и направленных в Брюссель и в Вашингтон. Есть и опасность, что будет предпринята попытка заболтать, погрузить в какое-то болото все наши предложения, а самим, используя эту паузу, делать то, что они хотят. Чтобы всем было понятно, мы это понимаем, и такой поворот событий, такое развитие событий нас, конечно, не устроит», заявил президент Владимир Путин.
Владимир Батюк, главный научный сотрудник Института США и Канады заявил «НИ», что итоги переговоров, если они состоятся, будут зависеть от перспектив договоренностей между Россией и США. Только в Пентагоне могут регулировать действия ракетных установок и полеты американских бомбардировщиков вдоль границ России. США – неформальный лидер альянса.
- Конечно, Столтенбергу придется возобновить работу Совета НАТО-РФ и начать вести диалог с Москвой на уровне военных экспертов. Но страны ЕС тоже хотят быть полноправным участником этих переговоров. Чего, видимо, пока нет, несмотря на все обещания американцев советоваться с союзниками. Тем не менее, консультации в лагере НАТО идут. Да, пока члены альянса не смогли прийти к единой позиции по предложениям России. При этом, скорее всего, европейцы прямо Москве отказывать не будут и продолжат переговоры для поиска «областей взаимного согласия». Но, времени, как сказал Юрий Ушаков, уже нет. Такое положение заставляет наших дипломатов работать не со всем Евросоюзом, а с его отдельными участниками, которые наиболее договороспособны, - отметил эксперт.
Международный аналитик Максим Юсин отметил в интервью «НИ», что Россия будет вести переговоры не с НАТО, а только с США. Как с начальником, как с хозяином, как с тем, кто при желании может определять будущую политику и договариваться или не договариваться с Россией. Поэтому все, что говорит Столтенберг, прибалты или поляки надо пропускать мимо ушей! Они создают всего лишь информационный шум. Серьезные же вопросы обсуждают за закрытыми дверями, кулуарно.
- Будет ли война? Я думаю, что первыми мы не нападем. Нам это не нужно, как минимум, в ближайшие полгода пока идет отопительный сезон. Но концентрация российских вооруженных сил на границе с Украиной – это факт. В Москве никто не знает, как в ближайшее время поведут себя украинцы. Может быть, через какое-то время они решат устроить какую-то серьезную провокация на Донбассе. И на этот случай Россия хочет иметь возможность при необходимости нанести ответный удар, - предположил эксперт Юсин.