Posted 22 декабря 2021, 11:49
Published 22 декабря 2021, 11:49
Modified 7 марта, 12:53
Updated 7 марта, 12:53
О мультфильмах с ракетами во время послания президента Федеральному собранию в марте 2018 году многие уже позабыли. Последние пару лет риторика публичных выступлений чиновников высшего звена, включая президента, была куда более мирной: пандемия с экономическим кризисом заняли всю повестку. Но вчера всё изменилось. Сергей Шойгу в своей речи не просто упомянул технологическое развитие армии и замену старого вооружения на новое (это нормальный естественный процесс), но подробно остановился на гиперзвуковом и ядерном вооружении. Из его выступления все узнали, что доля современного вооружения в ядерной триаде России достигла 89,1%, полностью перевооружен полк ракетных комплексов «Авангард» с гиперзвуковыми ракетами, создан авиаполк истребителей МиГ-31 с гиперзвуковыми «Кинжалами», серийные поставки гиперзвукового «Циркона» на флот начнутся уже в 2022 году, к 2026 году на треть увеличится количество высокоточного оружия большой дальности и в 2 раза - количество крылатых ракет. Впервые в истории ВМФ провёл скрытое развертывание кораблей в удаленном районе Тихого океана, к 2030 году построят 34 корабля и подводных лодок, а в 2022 году на боевое дежурство встанет 21 пусковая установка с межконтинентальными баллистическими ракетами «Ярс», «Сармат» и «Авангард». И всё это поддержано словами Путина «отступать больше некуда».
В общем, министр обороны погремел оружием так, что должны были услышать и в Европе, и в США. Выглядит довольно странно, ведь Запад, под которым подразумеваются и США, и Евросоюз, сейчас старательно выискивает поводы, чтобы обвинить Россию в агрессии. Порой случаются притянутые за уши курьёзы вроде статьи британского издания Daily Mirror, в которой учения спецназа в Сибири были выданы за стягивания войск к Украине. Россию не проявлять агрессию призывали и госсекретарь Энтони Блинкен, и глава НАТО Йенс Столтенберг. Теперь аргументированно убеждать всех вокруг в мирных намерениях будет намного сложнее. Межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками, гиперзвуковое оружие и подлодки в пучине Тихого океана едва ли сделаеют обстановку спокойнее.
Военный политолог и доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Перенджиев утверждает, что ситуация и так уже накалилась до такой степени, что иных вариантов не остаётся, и отмолчаться не получится.
- Причина выступления Шойгу – нарастающая военная угроза и противостояние России, США и НАТО. Получилось так, что мы достигли точки бифуркации. Это точка наивысшего напряжения в отношениях. Далее только вооружённый конфликт. Другого пути нет. Когда войска так плотно стоят, то они в конечном итоге будут воевать. Это неизбежно. Но мы стоим на своих границах, а НАТО как раз приблизилось к нашим границам и вторгается в них. Поэтому отходить должно именно НАТО.
По мнению Александра Перенджиева, угроза нападения на Россию реальна. Причём атака возможна сразу по нескольким фронтам.
- Угрозу формирует Запад. За разговорами о России формируются три ударных группы НАТО на Беларусь, на Донбасс и на Крым под видом вооружённых сил Украины. Есть подозрение, что также формируется ударная группировка на Беларусь со стороны Польши и на Калининградскую область со стороны также Польши и Прибалтики. Формирование проходит не только за счёт регулярных войск НАТО, но и частными военными компаниями. Вместе с этим сформирована ударная группировка в Чёрном море с возможностью высадки в Крыму и Краснодарском крае. Разыгрывается сценарий 2008 года: на Южную Осетию напала Грузия, но сказали, что Россия.
Политолог Сергей Марков, напротив, считает, что Сергей Шойгу никого пугать не собирался. Просто пришло время подводить итоги в конце года.
- Конец года, министр докладывает об успехах, о том, что сделано. Поэтому такое «пугание» не специально организовано. Но я думаю, воспользовавшись моментом, еще раз подчеркнули преимущества нашей системы вооружения: не вздумайте вы, Натовские поганые псы, воевать с Россией. Я думаю, такой месседж тоже есть, и он постоянно звучит от российских официальных лиц, имеющих отношение к российским силовым структурам на протяжении последних месяцев.
Военный эксперт и директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин тоже считает выступление Шойгу естественным плановым мероприятием.
- У нас сейчас период общего роста военно-политической напряженности в Восточной Европе, который затрагивает отношения с США, и по всем каналам мы тут делаем жесткие заявления. И естественно, что министр обороны на этом фоне тоже выступил ровно таком же ключе, то есть продемонстрировал, что у нас есть достижения в военной сфере и выступил со своими обвинениями в адрес оппонента. Это обычная такая тактика, скоординированная между всеми российскими ведомствами, вполне ожидаемая.
Но поможет ли прозвучавшее вчера предостережение остановить новую кровопролитную войну? Эксперты на это надеются, но не сильно верят в успех мирного урегулирования. Но по разным причинам. Сергей Марков акцентирует внимание на низких моральных качествах западных чиновников.
- Они привыкли к безнаказанному совершению преступлений. То, что они сделали в Украине – это чудовищно. Они свергли демократическую власть. Это люди, которые на протяжении десятилетий клялись в верности демократическим принципам, они свергли демократический режим, привели к власти реальную хунту, зачем?
Александр Перенджиев придерживается более прагматичной точки зрения: война – это просто бизнес и ничего личного. Но надежды на то, что слова Шойгу окажут значимое влияние и помогут мирному урегулированию, всё так же слабы.
- Военная составляющая НАТО понимает ситуацию и особо воевать не хотела бы. Но есть ещё финансовая составляющая как у коммерческого проекта. Есть люди, я бы их назвал «политические коммерсанты», которым обострение конфликта приносит весьма серьёзные дивиденды. Военным тоже конфликты приносят дивиденды, но им то придётся воевать и складывать свои головы. Шойгу в большей степени адресовал своё выступление военным НАТО, чтобы они воздействовали на политико-коммерческую составляющую для принятия решения о разрядке.
Василий Кашин всё же верит в то, что здравый смысл возьмёт верх, и политики не доведут дело до реальной войны. Подобные примеры в истории были неоднократно.
- Договоренности о гарантиях безопасности, то, что Россия предложила — это начало длительного переговорного процесса. Исторические примеры, когда стороны выступали с такими первоначально, казалось бы, демонстративно противоположными и чуть ли не оскорбительными друг для друга позициями, но потом за много лет что-то там вырабатывали, были. Например, советско-китайская нормализация в 80-е годы, когда начиналось все с враждебной риторики, но затем все постепенно пришло к вполне себе нормальным рабочим и дружественным отношениям. Просто это занимает время и требует желания говорить. В начале таких переговоров стороны, конечно, заявляют сильную позицию, но само по себе — это нормальная тактика.
Александр Перенджиев не сомневается, что военные могут воздействовать на политиков и коммерсантов, но конфликт на Украине, по его мнению, открывает слишком много возможностей, чтобы вот так просто от них отказываться.
- Вся эта глобальная афера имеет несколько составляющих. В случае конфликта, во-первых, Украина занимает место Афганистана, откуда США ушли, и становится перевалочной базой для мирового теневого оборота вооружения. Во-вторых, постепенно формируется плацдарм для атак на Россию когда-нибудь в будущем. И в-третьих, вся эта агрессия может быть отвлекающим манёвром от действий США в Арктике. США в последнее время борьбу за природные ресурсы в Арктике серьёзно проигрывает России, но американцы готовы взять реванш.
Сергей Марков тоже считает, что США преследуют корыстные цели, реализуемые только с помощью вооружённого конфликта.
- Есть решения американцев сорвать Олимпийские игры в Китае, отдав приказ вооруженным силам Украины начать войну на Донбассе с целью, чтобы Россия нанесла ответный удар по ВСУ и уничтожила несколько тысяч офицеров и солдат армии Украины, и главное, чтобы Россия взяла только Донбасс, а больше никуда не шла. Для этого готовится наступление на Донбассе в конце января - начале февраля.
Так чего же ждать людям? Войны бывают разные и с совершенно разными последствиями на населения. Была Великая отечественная, уничтожающая всё вокруг, была холодная война без кровопролития, была война в Сирии, о которой подавляющее большинство людей знало только из программы новостей, несмотря на участие России, была война на Донбассе, в которой гибли люди – то ли военные, то ли повстанцы. Василий Кашин считает, что конфликт всё-таки ограничится взаимным запугиванием и новыми санкциями.
- Что касается отношений России и НАТО, есть фактор постоянных военных учений и периодического опасного маневрирования кораблей и самолетов, нельзя исключать отдельных опасных инцидентов, но я думаю, прямое военное столкновение - вещь маловероятная. У обеих сторон есть колоссальный со времен холодной войны опыт сосуществования в условиях взаимной враждебности и сдерживания. Если действительно случится большая война на Украине и реализуются все угрозы, связанные с введением полномасштабных санкций, с разрывом экономических отношений, то это будет иметь огромные последствия. Это повлечет за собой изменения всей экономической модели, в рамках которой мы живем и развиваемся.
Сергей Марков, наоборот, придерживается боле апокалиптичной точки зрения и видит угрозу ядерной войны.
- Есть, может быть, даже возможность ядерной и кибервойны. У нас же существуют кибервойска, но никто не знает, насколько они эффективны. А киберудары могут быть настолько эффективными, что они сделают неизбежными удары уже не кибероружия, а обычного оружия. Может возникнуть такая ситуация, когда эскалация конфликта неподвластна политикам. Я напомню, что перед первой мировой войной эскалация была связана с необходимостью всеобщей мобилизации. Вообще никто не хотел этой большой войны, но упали, к сожалению, в именно в нее. Сейчас тоже может возникнуть такая собственная логика. Всеобщая ядерная война и уничтожение человечества. Западные лидеры позабыли, что война – это катастрофа, для них это некий аналог компьютерной войны, «стрелялки», и от этого возникает высокая степень их безответственности.
Александр Перенджиев предлагает более консервативный взгляд на происходящее. Но тем, кто имеет какие-то средства и желание свободно перемещаться по миру, рекомендует уже сейчас задуматься о своих перспективах.
- Санкции, на самом дела, как были, так и будут. Дело в том, что не события порождают санкции, а наоборот. Есть график введения санкций, а под них формируются события. Чего-то бояться стоит только людям, которые привыкли ездить за границу и покупать импортные вещи (это уже выше среднего класса), и уж тем более имеют имущество за границей. Но в остальном транспорт продолжит движение, большинство заводов продолжат работу.
Так, по мнению экспертов, под Новый год мир оказался на пороге самой настоящей неиллюзорной войны, которая может принять самый неожиданный образ. И даже если дипломаты смогут спустить ситуацию на тормозах, это ещё не означает снятие санкций с России. Наверняка будут появляться новые. США вчера как раз анонсировали новый пакет, включающий в себя торговое эмбарго на смартфоны, прочую электронику и автомобильные комплектующие. И хорошо, если всё только санкциями и ограничится.