Posted 21 декабря 2021, 12:23

Published 21 декабря 2021, 12:23

Modified 7 марта, 12:54

Updated 7 марта, 12:54

Политтехнолог Валентин Бианки: "В последние годы мало кто инвестирует в выборы"

21 декабря 2021, 12:23
Во время думских выборов этого года политтехнологи столкнулись с новыми вызовами. Многие существующие технологии оказались неэффективными, классический вид предвыборной кампаний изменился, а политические события и экономические показатели сказались на запросах общества.

В преддверие Конгресса Российской ассоциации политических консультантов и премии «Выбор» мы поговорили с членом РАПК, политтехнологом Валентином Бианки о том, как специалистам подстроиться под существующие реалии, какие технологии использовать и где искать наиболее эффективные контакты с избирателями.

- Успевают ли полевые технологии подстраивается под такие изменения как укрупнение городов, стирание привычных горизонтальных связей из-за плотности застройки и привычки потреблять информацию (много инфошума, мало эффективности)?

- Разница между новой застройкой и старой не так значительна, как между деревней и городом, не столь критична. Скорее речь о том, что большинство покупающих новые квартиры не ходят на выборы, что является негативным фактором для политической системы – наиболее активные (переехали, заработали хотя бы на первый взнос за жилье) исключают себя из выборного процесса. Полевые технологии в смысле массового выстраивания тотального живого p2p (person to person) контакта с избирателями в целом не на взлете. И дело, прежде всего, не в застройке или инфошуме, а в том, что это очень дорого – а последние годы мало кто готов инвестировать в выборы, в политическую деятельность. Поэтому в большей степени используются сети социальных связей, уже созданные в других плоскостях (ТСЖ, общественные организации, трудовые коллективы). Пожалуй, первый федеральный цикл, когда мы не видели тотальной сверхплотности АПМ в последние 2 недели перед выборами. Да и СМИ в большей части регионов не показывали, что выборы – ключевая тема сентября. А на фоне гиперплотности инфопотока, в который погружена ощутимая доля населения, таким слабым сигналам выборной тематики, конечно, крайне сложно привлечь и удержать внимание избирателя.

- Как измерять эффективность контактов, и где полевикам и социологам искать подлинный запрос общества?

- Полевики в целом не ищут запрос общества. Социологи ищут, но всё же классическое поллстерство больше исходит из относительной рациональности ответов. Не в том смысле, что избиратель рационален, а в том смысле, что он отвечает про то, что его спрашивают – а это не вполне так. Поэтому сейчас, в условиях нестандартного психологического состояния общества из-за почти двухлетней пандемии для понимания причин более полезны психологические исследования. А текущие тренды прекрасно стали показывать интернет исследования. Эффективность контактов – всего была и будет крайне болезненная тема, вызов для исследователя. Чистых экспериментальных условий почти не бывает («возьмем 20 одинаковых округов, на каждом из них построим разные коммуникационные машинки и посмотрим, что эффективнее»). Любимый вопрос заказчика, кандидата: «а сколько даст голосов эта технология?» имеет ответ только при контролируемой персональной мобилизации, но для неё исследования нужны в минимальной степени (хотя даже тут полезны – иначе можно не заметить рост ненависти к мобилизаторам).

Задать интересующие вопросы Валентину Евгеньевичу можно будет уже сегодня на VII Конгрессе Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) «Политический процесс в современных условиях. Новые возможности и ограничения» в Центре международной торговли Москвы (ЦМТ).

Подробнее - на сайте Ассоциации http://rapc.pro/congress.

Подпишитесь