Posted 21 декабря 2021,, 10:19

Published 21 декабря 2021,, 10:19

Modified 7 марта, 12:55

Updated 7 марта, 12:55

Кадр из фильма

Акт творческой некрофилии: зрители обсуждают новую «Матрицу», которая хуже старых

21 декабря 2021, 10:19
Кадр из фильма
Одна из самых ожидаемых премьер года – фильм Ланы Вачовски «Матрица: Воскрешение», уже четвертая по счету в ряду «Матриц», вызвала весьма неоднозначные отклики в российских социальных сетях, причем неодобрительных было намного больше, чем позитивных.

Не помогла даже ностальгия по первой, ставшей культовой «Матрице», тем более что и вторая и третья серии тоже в свое время были приняты не слишком тепло. «Новые Известия» предоставляют слово экспертам, которые обоснованно и подробно разобрали и недостатки нового фильма, и его достоинства.

«Матрица: Воскрешение»: когда ждали спасителя, а пришел зомби

Эксперт телеграм-канала «Кинофан» жалуется на то, что едва не заснул на премьере новой «Матрицы»:

«Матрица» сама оказалась в матрице: некогда дерзкий антисистемный фильм превратился в бездушную франшизу, которая безрадостно живет в бесконечной петле, строго следуя правилам голливудской Машины.

Чуда не случилось. Камбек франшизы, который не просил никто, кроме продюсеров, оказался именно таким, как мы и предполагали. Совершенно бесполезным. И когда авторы используют все доступные методы растягивания действия (флэшблеки из прошлых серий, длинные паузы, замедленные съемки), быстро смекаешь, что они банально не знают, что хотят сказать.

Главный момент фильма – сцена, в которой Лана Вачовски буквально плюет в лицо Warner Bros и устами героев говорит «меня заставили это снять, иначе бы позвали кого-то другого, и был бы совсем ад». А может, не был бы? У кого-то эта мета-ирония вызовет лишь улыбку, а у нас – печаль. Если единственный памятный момент фильма – тот, в котором автор признается, что он снял все это практически под дулом пистолета, то становится совсем грустно. Когда начинается унылый фан-сервис становится еще грустнее.

Можете попытаться с нами поспорить, но мы считаем, что и 2-я, и 3-я части «Матрицы» были провальными затеями (в творческом, а не в коммерческом плане). Первый фильм в 1999-м действительно изменил и облик кинематографа, и перепрошил мозг целому поколению зрителей. Часть из них потом даже пошла бороться с системой в реальном мире («Матрица», например, любимый фильм Павла Дурова). Единственное, с чем нужно бороться при просмотре «Матрицы: Воскрешения», - это со сном.

Даже визуально кино разительно отличается от трилогии, в худшую сторону. Бесконечные (мы не шутим) флэшбеки из прошлых фильмов все время напоминают, что раньше франшиза выглядела намного интереснее. «Воскрешение» так и не собирается в единый фильм. Это просто набор написанных карандашом заметок на полях, обрывков сценария и случайных эпизодов из «чужих» вселенных. Вот немного «Поезда в Пусан», вот – привет «Доктору Стрэнджу», а вот плохой грим в духе «Облачного атласа» самих же Вачовски. Даже монтаж тут невероятно неуклюжий, особенно в сценах без экшена. Про диалоги мы вообще помолчим. И лучше бы герои молчали.

На самом деле все это не удивляет. Конец 90-х во главе с первой «Матрицей» был уникальным моментом в истории Голливуда, когда авторский замысел ненадолго стал цениться больше, чем доллар. Об этом написана (и переведена у нас) прекрасная книга «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все». Поэтому если вам захотелось поностальгировать – лучше почитайте ее на сэкономленные деньги от билета на «Воскрешение». Это и будет красной таблеткой. А синяя ждет вас в ближайшем кинотеатре…»

Новая "Матрица" - это акт творческой некрофилии

Сетевому аналитику Борису Рожину фильм тоже категорически не понравился, и тоже по всем параметрам:

«Это было очень плохо. Если первый фильм, который изначально планировался просто как фантастический боевик, стал своеобразной вехой в кино, выходя в период нарастания постмодернистских тенденций, то последний наглядно иллюстрирует тезис - "то что имеет начало, имеет и конец". На смену постановке философских вопросов о том, что есть человек и что есть реальность, пришло просто многократное пережевывание того, что уже было и техническая деконструкция тех же смыслов, которые авторы сами же когда-то и заложили.

Прикрываясь нелепым самостебом, пробиванием 4-й стены, паразитированием на фанатских теориях и спорах с ними, бесконечным самоцитированием, бывший брат Вачовски, выкатил бесформенное нечто, которое пытается имитировать "Матрицу", чтобы на громком названии и ностальгии заманить зрителей в кинотеатр и окупить его производство. Более того, фильм как бы сам, прямо в лоб заявляет, что фильм снимают только потому, что студия этого захотела. Разумеется, в свете подобных подходов воспринимать серьезно происходящее решительно невозможно. Как будто школьник написал фанфик по любимой вселенной, а потом пришел Родитель №1 и посыпал сверху повесточкой. (…)

Стилистически, фильм полностью проигрывает оригиналу. Можно даже сказать, что у него нет своего стиля и лица.

Экшн, которым когда-то славилась "Матрица" также полностью безыдейный, демонстрирующий лишь ухудшенные пересъемки того, что уже было, либо нечто по мотивам, в разы хуже того, что предлагали предшествующие фильмы, которые с точки зрения технологичности эффектов и постановки более чем смотрибельны даже сейчас.

С музыкой полный пролет - ни одной запоминающейся мелодии или трека. Если с прошлых "Матриц" можно было забирать музыку целыми альбомами, то навряд ли, от этой останется хоть что-то в памяти.

Принято ругать 2-й и 3-й фильм трилогии, потому что они хуже первого фильма. Но на фоне этого, они можно сказать близки к гениальности. В итоге, спустя чуть более 20 лет после выхода прорывной "Матрицы", которая выделялась своим прорывным визуалом и заложенными в ней идеями (которые авторы сами не смогли до конца докрутить), новая "Матрица" является полностью вторичной, бессмысленной и вряд ли станет для кого-то образцом для подражания и ориентиром. В этом отношении, весь этот путь наглядно финализируют творческую деградацию Вачовски. Старая "Матрица" закончилась на 3-м фильме. Новая "Матрица" - это акт творческой некрофилии с боссом-вертолетом в качестве финала…»

В целом фильм удался, хотя он и беднее предыдущих трех серий

А вот общественный деятель Петр Шкуматов оказался в малочисленной компании тех, кто вступился за новую «Матрицу»:

Посмотрел вчера новую Матрицу. В целом фильм удался, я бы поставил 8 из 10. Для того, чтобы понять развитие сюжета, надо вспомнить, а какая концепция была описана в предыдущих трех частях. Если коротко, то в реальном мире люди были оттеснены в Сион (там, глубоко под землей, жило всего 250 тыс человек), доминировал мир машин и искусственного интеллекта, а энергию для своего существования машины извлекали из людей. Чтобы человек исправно продуцировал энергию, его снабжали нейроимплантами и транслировали ему в мозг метавселенную под названием Матрица. В этой виртуальной метавселенной люди жили, общались, рождались и умирали. Естественно, что метавселенная была наполнена дронами администрации для того, чтобы был порядок и не было аномалий.

Нео и был той аномалией, которая внесла дисгармонию в метавселенную трилогии и в итоге привел к её перезагрузке. Подчеркну — не к уничтожению, а к перезагрузке, когда старая метавселенная была стерта, а на её месте появилась новая метавселенная с учетом ошибок старых шести версий. Т.е., люди-батарейки как лежали на своих диванах, подключенные нейроимплантом к метавселенной Матрицы, так и остались лежать и не проснулись. Просто в их мозг машина начала транслировать другую картинку. Собственно, про это предыдущие три части Матрицы.

В новой Матрице развивается другая мысль. Если раньше предполагалось, что люди отдельно, машины отдельно, то сейчас концепция поменялась: наиболее эффективным способом сосуществования людей и машин представляется симбиоз и даже дружба искусственного интеллекта и человека. Еще важным моментом является то, что уже никто особо не скрывает, что саму метавселенную можно переделывать сколь угодно много раз (в том числе и стирать целиком) и машин это не беспокоит, они могут этим пожертвовать совершенно легко, так как для них важно сохранить источник энергии — людей на диванах в капсулах, а эти люди должны оставаться во сне и жить в метавселенной. Какой будет эта метавселенная — вопрос вторичный и касается лишь КПД выработки бабоса (энергии) для машин.

Ну и, наконец, в фильме прямым текстом постулируется, что машина — это квинтэссенция интеллекта, разума, логики, но даже этот блестящий интеллект не может достичь 100% гармонии без помощи чувств, эмоций, иррациональности. Только в постоянном взаимодействии логики и эмоций возможно построение стабильных во времени систем. Это был ваш Кэп.

В общем, рекомендую посмотреть, несмотря на то что по неявным смыслам эта матрица примерно в десять раз беднее первых трех серий, картина происходящего в нашей реальности после просмотра становится понятнее. Концовка же открывает возможность для съемки Матрицы-5,6,7 и далее по списку. Но надо ли это, ведь и так уже почти всё понятно?...»

"