Любопытно, что люди добровольно возвращаются в архаику. А придание ценности сновидениям, толкование сновидений — не что иное, как культурная архаика. Учение Фрейда не верно, но если бы оно и было верно хоть на процент, эта верность относилась бы лишь к тому периоду, когда оно имело реальную популярность. То есть, в период модерна. Современному человеку, в сущности нечего подавлять. Он вскрыт и пуст подобно бутылке, а письмо внутри нее давно найдено, прочтено и забыто.
В мире постинформационала уже нет места для сна, такого избыточного, такого излишнего. Поэтому тот факт, что люди массово описывают свои сновидения, говорит о том, о чем я писала в предыдущих материалах — их просто вышвыривает, выносит из социальной реальности в Ничего (но не Ничто). Вытеснение в Ничего. На обочину бессознательного в провинции смыслов.
В одном детском стихотворении, написанном мной еще лет в 8, были такие строки:
«Мне не нужны мои сны.
В них память чужих людей,
Осколки чужих идей
И чувства, что мне не даны.
Слова в них просты и пусты,
А мысли торчат наружу.
И глохнут. Что может быть хуже
Молчащей и злой пустоты?»
Я упомянула о нем в связи с темой снов и Никой Турбиной. 17 декабря был день ее рождения. Вспоминая многих истощенных и угробленных деструктивными семьями детей-индиго, вспоминая и свое детство, я могу резюмировать — и поэзия убивает, и поэзией убивают. Взращенные в специфической искусственной атмосфере «дикие лебеди» — бессмысленные сакральные жертвы, бросаемые на алтарь своей семьи и (или) общества. Им навязывают трагизм, вписывают его в судьбу, кажется, еще до рождения. И не всем хватает воли воспротивиться этому.
Конечно же, бывают исключения. Те люди с необычным мышлением, что все-таки устроились в жизни. В случае современного российского поэта все чаще речь идет об андеграунде. На мой нескромный — андеграунд как судьба — выбор исключительно мазохистский.
Отечественный культурный дискурс истощается сам собой. В эпоху гламура и постмодерна великие люди часто проигрывают красоткам с обложки, поп-дивам и инста-моделям, ибо выглядят неубедительно. Ну и правда — у кого пойдешь спрашивать совета? Кто отвергает гламур во имя абстрактной культуры, тот проиграет и культурно, и экономически, и политически.
При патологической логократичности России, ее слепой вере в слово, здесь все пропитано ложью. Буквально — жить — это лгать. Текст здесь не тождественен смыслу, человек — речи. Он словно бы отваливается от нее. Поэтому на выходе — все иррационально. Все, кроме, пожалуй, экономики.
Говоришь о важности экономического, упрекают чуть ли не в марксизме. Ну какой марксизм в XXI веке? На данном историческом этапе — экономическое — высшее проявление человеческого. Как мы видим псевдогуманизм а-ля Эрих Фромм и иже с ними, которым кормили наивных идеалистов, себя не оправдал. А вот экономический фактор — структурирует, включает рациональное, даже там, где его и в помине не было. Да, да, с ним иррациональное быстро становится рациональным. Можно сказать, что он даже метафизичен, ибо объясняет необъяснимое. В общем, экономика — это гуманизм. Другого гуманизма у меня для вас нет.
Распространенные заблуждения — это, например, придавать случайностям мистическое значение. Верить в справедливость, исходящую из самого «разумного» устройства бытия. Например, думать, что молодая судья, выносящая неправедные приговоры, умерла не по причине болезни, а по причине собственной аморальности. Уже хотела написать «греховности». Но ведь именно так рассуждали в Средневековье!
Или, например, жить в лже-дихотомии «старый некрасивый тиран» — «молодые красивые жертвы». (Привет профанатору Фромму!) Постоянно читаю о том, как некий тиран кому-то завидует. Кому-то молодому и красивому. Друзья, вы и представления не имеете сколько молодых и красивых (а тем более, немолодых и некрасивых) завидует тирану лишь по той причине, что он обладает властью. И так далее, и тому подобное.
Разбор этих типичных заблуждений необходим для того, чтобы понять, в том числе, почему проигрывает оппозиция. Вот поэтому. Потому, что основывает свои выводы, тактику и стратегию на абсолютно ложных посылах.
А люди попроще, тем временем, скатываются в простоту как в благость. Но благость сия опасна. Новый клип Моргенштерна — бессознательная аллюзия на «Мальчик! Водочки нам принеси — мы домой летим!» в исполнении четы Навальных. Моргенштерн — это абсолютный «новый русский» в постмодерне. Ну все эти тачки, бабы, цепи, бабло на публику. Навальный обвалился из постмодерна в модерн, то есть, сыграв героя, стал жертвой. Такова онтология нынешней России. «Новые русские» будут сидеть — вот лозунг нынешней псевдоэлиты.