Posted 19 декабря 2021, 08:01
Published 19 декабря 2021, 08:01
Modified 7 марта, 12:58
Updated 7 марта, 12:58
Людмила Бутузова
В Залегощенском районе согласно приказу и.о. начальника отдела образования Щукина подвоз обучающихся приостановлен к шести общеобразовательным школам – Залегощенской №1, Ломовской, Ломецкой, Алешненской, Победненской и Нижнезалегощенской. Причина, указанная в приказе,- «неблагоприятные погодные условия». Деликатная формулировка, возможно, услаждает слух вышестоящего начальства, но вряд ли может обмануть детей и родителей. В районе 16 общеобразовательных учреждений, 1460 школьников, «метеорологическое неблагополучие разверзлось только над теми из них, что живут в деревнях за несколько км от школы (треть от общего числа учащихся) и добираются на учебу по разбитым в хлам дорогам. Школьным автобусам сюда не пробиться, разве что вслед за танком.
«Многие родители носят своих маленьких детей в школу на руках по 2,5 км,»- жители деревни Голдаево еще в начале сентября изложили свою беду губернатору Орловской области Андрею Клычкову, не дождавшись помощи от местной администрации. - Пять лет назад из-за отсутствия дороги сгорел человек заживо, пожарная машина не смогла проехать. «Скорая», хоть умри, не доезжает на вызов».
Также они рассказали, что на строительство были выделены деньги и одобрен проект. Дорогу должны были сделать еще в 2018 году, но с тех пор не изменилось ровным счетом ничего.
«Мы пошли еще раз в свою администрацию. Нам сказали, что дорогу сделали. Мы показали фотографии: дорога находится в ужасном состоянии: непролазная грязь и отсутствие какого-либо покрытия. Ответили: ничего не знаем, деньги выделяли и всё, до свидания». - пишут селяне.
-Когда я работала в облсовете и много ездила по области, волей- неволей сравнивала дороги, - рассказала «НИ» экс-депутат Валентина Остроушко. -В Залегощенском районе они были самыми худшими при одинаковом выделении средств. Но ни полиция, в структуре которой есть УБЭП, ни прокуратура эту историю почему-то не раскрутили.
Нет, было, об этом даже в газетах писали: один раз поймали подрядчика, который получил деньги за невыполненные дорожные работы, второй раз возбудили уголовное дело против зам.главы района за приписки… Развернуться по-крупному правоохранителям, похоже, не на чем – «дорожные» деньги в районе не столько воруют, сколько просто не осваивают. К такому выводу пришел «Губернаторский контроль», в начале учебного года нагрянув в Залегощи.
В общей сложности на дорожный ремонт район получил в этом году 15,5 миллионов рублей. Деньги предназначались на 12 сельских объектов протяжённостью от 200 метров до километра. С горем пополам сдан только один - улица Молодёжная в райцентре. Муниципалитет подвели подрядчики, они просто не вышли на объекты.
«Процедуры расторжения договоров и заключения новых контрактов завели дорожный ремонт в Залегощенском районе в глубокую осень» - доложили «контролеры» губернатору Андрею Клычкову. Реакция последовала незамедлительно-аутсайдеров дорожного ремонта склоняли на каждом селекторном совещании. Окрыленные поддержкой жители со дня на день ждали, что уж теперь-то за их дороги возьмутся.
Проблема не решена до сих пор. Единственное достижение на дорожном фронте – отменили занятия в школах, избавив родителей от необходимости на себе таскать детей к знаниям.
Приостановка подвоза детей, согласно приказу РОНО, действует до 21 декабря. Потом, видимо, что-то должно измениться к лучшему. Но все понимают, что это лукавство. Отремонтировать километры проселочных дорог за такой короткий срок нереально. Зима только началась, скоро ударят морозы, потом оттепель, гололед, распутица, дождь, слякоть… И оставаться детям неучами как минимум до мая, когда дороги в районе сам собой подсохнут.
В школьных чатах началась буча: нарушается конституционное право на образование, родители стали спрашивать, почему в области, которой правит губернатор-коммунист, забыт ленинский завет «учиться, учиться и учиться», и вообще, что это у нас за молодежная политика, если дорога к школе становится непреодолимым препятствием на пути к знаниям? Адресаты не вступают в дискуссию, не царское дело объясняться с каждой деревней. За них отдуваются директора школ. Причем, очень своеобразным образом – обвиняя родителей в недопонимании, что вынужденный перерыв в образовании – во благо их собственным детям.
Вот пишет г-жа Ливерко, возглавляющая Ломецкую среднюю школу, к которой приписаны ученики из многострадальной деревни Марьина, «Я думаю, что нет ничего дороже жизни детей. Это понимает каждый родитель! И мне непонятно, когда родителям важнее быть детям в школе любым путем, нежели оставаться дома в безопасности и быть живыми- здоровыми».
- Глаза на лоб, – с чувством прокомментировал меседж директриссы депутат Грачевского сельского поселения Николай Исайкин. – Виноваты не те, кто годами палец о палец не ударил, чтобы создать детям человеческие условия, а несчастные родители, которые за это борются.
Жители деревни Марьина несколько лет просили районную администрацию отремонтировать аварийную дорогу до Грачевки. Это 7 километров между двух карьеров с опасным обрывом.
- Боимся, но ездим, - говорит пенсионерка-предприниматель Екатерина Еськина. - А что делать? Нас хоть мало – шесть жилых домов, 30 человек на всю деревню, но есть-пить надо. Взять негде, всё развалено, магазин закрыт. В 2007-ом мы с мужем подхватили торговлю. Просто из жалости к людям – ну не бросать же их… Муж умер, хлеб, аптека, шильце-мыльце осталось на мне. И дорога эта проклятая тоже на мне. Каждый раз едешь и не знаешь, где окажешься – дома или в кювете. Мы-то ладно, пожили уже... Но у нашей деревни есть будущее - пятеро ребятишек: двое в третьем классе, одна в пятом, мальчик Леша –младшая школа и девочка в первый класс идет. В этом году дорога стала совсем никудышная. Как добираться до школы? - Ко мне уже «Газель» с хлебом опасается ездить, а с детьми это вообще караул. Скооперировались с родителями, и уже хором стали всюду жаловаться – губернатору и прокурору, в ГАИ, во все партии, какие вспомнили. За дорогу вписались СМИ и депутат облсовета. Очень надеялись, что под таким напором власти хотя бы засыпят овраг, и можно будет ездить без боязни.
«Новые Известия» рассказывали историю марьинского сражения с оврагом («Аварийная дорога в школу после выборов получит отбойники…», 21.09.2021 г.). но и представить, не могли, что победы не будет.
А было вот что. 1 сентября марьинские дети в школу не попали. Местная госавтоинспекция выписала предостережение об опасности проезда школьного автобуса по дороге от Марьина к селу Грачёвка.. Дети полдня ждали, плакали, потом еще неделю выглядывали новенький, только что подаренный губернатором автобус, но он не пришел. Частников запрет на проезд не коснулся. Родители на свой страх и риск наняли легковушку, водитель после инфаркта несколько дней возил детей к знаниям, и никто кроме господа бога не мог предвидеть, чем это закончится. Залегощенские чиновники оказались догадливее. Шла выборная компания, истории с аварийными дорогами и стоящими без пользы школьными автобусами подрывали авторитет местной власти и грозили срывом выборов. Проблему решили просто: из администрации стали названивать родителям, умоляли никуда не писать, тогдашний глава района Виктор Брежнев пообещал отремонтировать дорогу до конца выборов, а наутро марьинских учеников уже поджидал за деревней школьный автобус. Принципиальная Госавтоинспекция празднику не сопротивлялась.
Школы доложили в область, что организовали модное сейчас дистанционное обучение. Но, как сообщают сельские депутаты, далеко не во всех деревнях есть интернет, а тем паче ноутбуки, смартфоны и даже простые компьютеры. Андрей Клычков, самый из всех губернаторов продвинутый интернет-пользователь, в одном из своих ежедневных эфиров назвал такое положение в своей вотчине «непорядком».Тут же, в прямом эфире, поступило встречное предложение от сочувствующих селянам горожан – «Так как возить детей в школы нельзя, купите бедным людям компьютеры».
Дельный совет. Всё лучше, чем дают залегощенским родителям умудренные жизнью люди: «Что вы там сидите, уезжайте отсюда, всё равно как не было дороги, так и не будет».
В тему
По данным орловского Росстата- в сельской местности на сегодняшний день числится 243 697 человек – 33,2% от общего населения региона. Из них в трудоспособном возрасте 127 537 жителей.За последние пять лет сельское население сократилось на 12 600 человек. Полностью заброшены 344 деревни. Населенных пунктов, где живет менее шести человек, 513. В 301 поселении численность жителей от 6 до 10 человек.
Одна из причин убыли сельского населения – плохое состояние дорог и отсутствие инфраструктуры.
В 2021 году за счёт средств дорожного фонда в области планировалось отремонтировать 226 местных дорог. На эти цели выделено и распределено между районами 670 миллионов рублей. К сегодняшнему полностью освоили выделенные средства лишь 7 из 24 муниципальных районов.
За четыре года область получила 143 школьных автобуса, которые ежедневно должны перевозить почти 6 тысяч детей.