Исследование "Эксперта": чего добились страны Центральной Азии после распада СССР

15 декабря 2021, 11:13
К тридцатилетию образования независимых государств Центральной Азии журнал «Эксперт» подготовил специальный выпуск, посвященный основным современным тенденциям социально-экономического развития этого региона.

Центральная Азия – три десятилетия экзамена на независимость

Учитывая тематический размах проекта, а главное, имена участвовавших в работе над ним специалистов, можно с уверенностью утверждать, что в руках у читателя окажется одно из наиболее полных за весь постсоветский период комплексных исследований актуальных проблем Центральной Азии. А благодаря увлекательному стилю авторов практически все статьи будут интересны тем, кто хочет узнать, чем сегодня живут пять бывших советских республик и как им удается использовать растущую значимость региона в евразийской политике и экономике.

В момент распада СССР республики Центральной Азии – бывшая дотационная периферия Союза –считались самым слабым звеном постсоветского пространства. Слишком уж много проблем обнаружилось в этом регионе еще до того, как СССР прекратил свое существование: слабость экономики, логистические проблемы из-за отсутствия выхода к морю, этнические конфликты, близость к мировым «горячим точкам» наподобие Афганистана, опасные темпы роста населения и т.д.

Спустя три десятилетия нет никаких сомнений, что экзамен на независимость пять новых азиатских стран выдержали. В то же время различий между пятью странами региона сегодня, пожалуй, гораздо больше, чем в советский период: несмотря на большую общность географии и исторического прошлого, каждое из центрально-азиатских государств выбрало собственную траекторию развития.

Пять стран с лица необщим выраженьем

Наибольших успехов за годы независимости, несомненно, достиг Казахстан. Эволюция вопреки вызовам – так формулируют авторы «Эксперта» специфику развития этой страны в XXI веке. Несмотря на то, что в первые годы независимости Казахстан стоял перед лицом серьезных социально-экономических проблем, фундамент сегодняшней стабильности удалось заложить уже в ходе первого этапа рыночных реформ, которые, кстати, осуществлялись более последовательно и системно, чем в тогдашней России. С самого начала Казахстан выбрал курс на предельную открытость, но без тех крайностей, которые были характерны для многих постсоветских стран. Особую роль здесь, конечно же, сыграл Первый Президент Нурсултан Назарбаев, который неизменно выступал в роли арбитра, сумевшего быстро и эффективно консолидировать вокруг себя элиты молодого государства.

Реформы, начатые при Назарбаеве - программа развития транспортно-логистической инфраструктуры «Нурлы Жол», стратегия «Казахстан 2050» и многие другие - продолжаются и при его преемнике Касым-Жомарте Токаеве. Второй президент Казахстана подчеркивает необходимость сократить присутствие государства в экономике, сократить долю традиционных отраслей, прежде всего сырьевой, и развивать новые направления, включая цифровизацию экономики, развитие возобновляемых источников энергии, онлайн-торговлю и мобильный банкинг», отмечает Микаэль Левистон, научный сотрудник евроазиатской программы Французского института международных отношений.

Несмотря на сохраняющиеся вызовы, и по уровню внутриполитической стабильности, и по масштабу экономических преобразований, Казахстан сумел сделать то, что пока не удалось ни одной другой центральноазиатской республике. Одним из ключевых факторов успеха казахстанских реформ стало формирование сильной финансовой системы. Сегодня Международный финансовый центр «Астана» играет ключевую роль в качестве регионального делового и финансового хаба, связывая экономики стран Центральной Азии, Кавказа, ЕАЭС, Западного Китая, Монголии, Ближнего Востока и Европы.

В Узбекистане модель государственного капитализма с элементами директивного планирования, характерная для эпохи Первого президента Ислама Каримова, способствовала экономическому росту на первоначальном этапе независимости, но в дальнейшем стала тормозом развития. К началу прошлого десятилетия советский вариант экономической политики, пусть и адаптированный под новые условия, по сути, оказался исчерпан. Это потребовало от руководства страны смены внешнеполитического и экономического курса, чем и занялся второй президент республики Шавкат Мирзиёев.

Курс Туркменистана за три десятилетия независимости оставался, по сути, неизменным: страна пошла путем самоизоляции от внешнего мира, основанной на сырьевой модели экономики – добыча и экспорт газа остаются для нее важнейшим источником доходов. Это, отмечают авторы «Эксперта», приводит к высокой зависимости его бюджета от мировых цен на сырье, что уже вынудило власти сворачивать социальные программы, начатые Первым президентом Сапармуратом Ниязовым.

Таджикистану и сегодня приходится преодолевать последствия гражданской войны начала 1990-х годов, почти полностью уничтожившей его экономику. Страна по-прежнему остается преимущественно аграрной и имеет наименьший в Центральной Азии уровень урбанизации – менее 30%, а избыточные рабочие руки пополняют ряды трудовых мигрантов. Далеко не блестяще и положение Кыргызстана, оказавшегося самой беспокойной в политическом отношении страной Центральной Азии – здесь всего за полтора десятилетия состоялось три революции. Благие намерения политиков создать из отсталой республики СССР процветающую либеральную демократию отбросили страну на годы назад в экономическом развитии.

Перекресток Евразии

Один из главных сквозных сюжетов, которому посвящен спецвыпуск «Эксперта» - восстановление геоэкономической роли Центральной Азии в XXI веке. Еще недавно это был во всех отношениях периферийный регион Евразии, но теперь он оказался на стыке между Китаем, стремящимся стать крупнейшей экономикой мира, и Россией, реализующей на евразийском пространстве собственные интеграционные проекты. Во многом Центральная Азия сейчас занимает в Евразии то же положение, что и тысячу лет назад, во времена расцвета Великого Шелкового пути.

Роль новых государств в этих процессах далеко не второстепенная – достаточно вспомнить, что проект Евразийского экономического союза впервые еще в начале 1990-х годов предложил Нурсултан Назарбаев. Та многовекторность, которую успешно демонстрирует Казахстан в отношениях со своими могущественными соседями, во многом стала образцом и для других стран региона. Особую роль здесь сыграло внимание к транспортно-логистической инфраструктуре: за годы независимости в эту сферу в Казахстане было вложено около 30 млрд долларов.

Успех в восстановлении значимости центрально-азиатского региона в Евразии во многом будет зависеть от того, насколько комфортную среду для жизни смогут создать отдельные страны. Повышение уровня урбанизации остается важнейшей задачей для всех из них, за исключением, пожалуй, Казахстана, который уже демонстрирует передовые образцы городского развития. Создание новой столицы Астаны (ныне – Нур-Султан) стало одним из наиболее успешных мировых примеров переноса главного города с целью стимулировать развитие и экономические процессы. За очень короткий новая столица Казахстана превратилась в город-миллионник - центр притяжения капитала, человеческих ресурсов, технологий и инноваций для всей страны.

Центральная Азия еще долго будет оставаться в сердце треугольника Китай—Россия — исламский мир при непременном участии четвертого игрока — США, желающих регулировать отношения с каждой из сторон треугольника, прогнозируют авторы «Эксперта». В эпоху усиления конфронтации и новой холодной войны такое положение чревато многими рисками, тогда как предыдущая эпоха глобализации, напротив, приносила Центральной Азии немало выгод. Поэтому ее государствам и дальше придется искать варианты кооперации, теснее взаимодействовать друг с другом, снижать торговые и политические преграды.

#Сергей Таранов #Аналитика #Казахстан #Назарбаев #Узбекистан #Киргизия #Независимость #Таджикистан #Азия #Бывший СССР #Распад СССР #Касым-Жомарт Токаев
Подпишитесь