Александр Сычев
Дружба, союзнический дух и прочие громкие термины, часто звучащие в ходе международных переговоров на высоком уровне, как правило отходят на второй план, когда дело касается торговли и денег. Франция, похоже, опять столкнулась с суровой реальностью. Ее договор с Грецией на строительство фрегатов, который в сентябре в ходе встречи президента Франция Эммануэля Макрона и греческого премьер-министра Кириакоса Мицотакиса обе страны выразили намерение подписать, оказался под большим вопросом. Дело в том, что Греция обратилась к США с просьбой прислать соответствующие предложения. Американские военно-промышленные компании поразмыслили, а Госдеп одобрил их предложения по максимуму.
О чем идет речь? Афины намерены модернизировать свой флот. В сентябре лидеры Франции и Греции договорились об укреплении стратегического оборонного партнерства двух стран, в рамках которого очень эффектно смотрелся меморандум о намерениях по строительству фрегатов. Стороны согласились, что Франция может построить для греческих военно-морских сил три фрегата за три млрд евро и, не исключено, еще один корабль в дальнейшем.
Кстати сказать, тема фрегатов в франко-греческих отношениях не новая. Переговоры начались еще в 2009 году. Речь идет о многоцелевых фрегатах типа FREMM, разработанных компаниями DCNS/Armaris (Франция) и итальянской Fincantieri. Корабли приспособлены для борьбы с подводными лодками, воздушными и надводными целями. Можно их использовать и для нанесения ударов по наземным объектам противника. Начинали переговоры с шести фрегатов, потом масштабы сделки сократились до 3-4 кораблей.
Никаких деталей меморандум не содержит. Все, что в сентябре смог сказать представитель министерства обороны Франции Эрве Гранжан: «Контракт в установленной форме будет подписан в течение нескольких месяцев». В переводе с дипломатического языка – говорить пока не о чем.
Теперь, когда Афины обратились к США с просьбой прислать их предложения, о подписании договора с Францией можно забыть. Во-первых, направляя в Вашингтон свою просьбу, Афины предложили американцам не обращать внимание на меморандум о понимании с Францией. Это весьма многозначащее примечание.
А во-вторых, и помимо этого очевидного сигнала, французским кораблестроителям не выдержать конкуренции с американцами, которые богаче, мощнее и имеют больше возможностей маневрировать не в ущерб себе. К тому же, за ними стоит официальный Вашингтон. Эффективность этой поддержки в 2014 году Франции довелось испытать на себе. Тогда Парижу пришлось уступить давлению Вашингтона и со скандалом отказаться от поставки двух вертолетоносцев Mistral стоимость 1,2 млрд евро, которые уже вовсю строились для ВМФ России. И это при том, что заказ был чрезвычайно важен для экономики страны, сильно пострадавшей во время кризиса 2008 года.
В Штатах греки прицениваются к фрегатам береговой охраны класса Freedom компании Lockheed Martin, пишет журнал The Defense News. Американские кораблестроители, просят греки, должны усилить возможности этих фрегатов по борьбе с воздушными и подводными целями. Зачем что-то делать дополнительно, если французские FREMM уже соответствуют желанию Афин?
Помимо новых кораблей греки хотят также, чтобы Lockheed Martin, а также компании Raytheon Missiles and Defense, BAE Systems и VSE занялись модернизацией четырех греческих фрегатов класса MEKO 200.
Эти корабли поступили на вооружение ВМС Греции в 90-х годах прошлого века. Разработала их немецкая судостроительная кампания Blohm und Voss. Первый корабль построили в Германии, остальные три с большими, из-за финансовых проблем трудностями, – в Греции.
Госдеп одобрил греческий опцион по максимуму. До чего, в конце концов, договорятся стороны, покажут переговоры. А пока американский пакет по модернизации греческих кораблей оценивается в 2,5 млрд долларов. Грекам предложат масштабный список новшеств: 20-миллиметровый зенитный комплекс Phalanx BLK 1B, пятидюймовые пушки MK 45, систему управления Combatss-21, сонары и еще много всего.
Что касается четырех новых фрегатов, то они обойдутся грекам в 6,9 млрд долларов. На них, помимо прочего, предлагается установить зенитные системы с 200 ракетами, противолодочные системы вертикального пуска с арсеналом в 32 ракеты и торпедные аппараты.
В сумме получается контракт примерно на 9 млрд долларов. Для Греции довольно обременительный. Сумма, вероятнее всего, будет урезана. А желание Афин подключить к проекту свои судостроительные мощности, указывает на то, что Греция не прочь повторить вариант, который провернула с Германией при строительстве фрегатов MEKO 200. Насколько это интересно американским компаниям, судить сложно. Наверняка, их больше интересуют портфели заказов собственных верфей.