Posted 13 декабря 2021, 17:03
Published 13 декабря 2021, 17:03
Modified 7 марта, 13:03
Updated 7 марта, 13:03
«Россия на пороге новой масштабной реформы ЖКХ.
Полная модернизация коммунальных сетей, опережающий инфляцию рост тарифов, смена модели управления и передел рынка. Это если коротко.
На первый пункт я смотрю с надеждой, на остальные три – с уверенностью.
Чего ожидать рядовому потребителю?
В сентябре 2021 году вице-премьер Хуснуллин, курирующий ЖКХ и стройку, анонсировал разработку новых подходов к застарелым болезням в коммунальной сфере.
Главная проблема – изношенность тепло- и водосетей на 60 % и более. Это создаёт опасную технологическую ситуацию, а кроме того, затрудняет дальнейшее жилищное строительство.
Короче говоря, изношенная инфраструктура не справляется с новой потребительской нагрузкой.
Чтобы было понятно, что имеет в виду господин Хуснуллин, отмечу: к 2024 году ежегодно планируется вводить в эксплуатацию 120 млн квадратных метров жилья.
К примеру, за 2019 и 2020-ый годы, вводили около 70 – 80 млн кв м.
В общей сложности, к 2030-му году планируют ввести миллиард квадратных метров жилья.
Следующей проблемой вице-премьер назвал, во-первых, низкий, экономически не обоснованный уровень коммунальных платежей, а во-вторых их неполную собираемость.
Это не позволяет ни нормально содержать, ни тем более модернизировать коммунальные сети.
Для модернизации коммунальной инфраструктуры потребуется более триллиона рублей и переход к экономически обоснованным тарифам, с параллельным усилением адресной поддержки.
И ещё момент: в проекте развития ЖКХ до 2030 года Минстроем России запланировано развитие институтов управления жильём, включая, в том числе, модель регионального оператора.
Это вызывает ассоциации с операторами по обращению с отходами. Если аналогия состоится, то назначение управляющих компаний на тот или иной жилфонд может перейти к ведению указанных операторов, так же, как операторы сейчас назначают перевозчиков мусора.
Встаёт главный вопрос: средний российский потребитель вряд ли выдержит повышение тарифов выше инфляции, тем более с учётом инфляции 2021 года.
Да и, кроме того, сам по себе рост тарифов это и есть одна из главных причин инфляции. Короче, замкнутый круг.
В качестве контрмеры к негативному эффекту правительство предлагает усилить меры адресной поддержки по оплате ЖКУ и упростить процедуру их получения.
Это, конечно, подсобьёт температуру у населения, но никак не разорвёт порочных инфляционный круг.
Почему? Потому что корень проблемы видится в другом.
Рост тарифов, опережающих инфляцию, как я понимаю, должен осуществляться в условиях роста экономики и доходов населения, так же опережающих инфляцию, тогда реакция потребителей не будет такой болезненной.
Но пока, к сожалению, это не наш случай».
Целиком комментарий Андрея Герасимова можно посмотреть здесь.