Александр Сычев
Это случилось 2 октября. Американская субмарина, находившаяся в подводном положении, столкнулась с неизвестным объектом и получила серьезные повреждения. Из строя были выведены гидроакустическая система, торпедные аппараты, а также носовые балластные емкости. Одиннадцать человек экипажа получили различные ранения. Двое из них были госпитализированы на Гуаме.
После столкновения подлодка осуществила экстренное всплытие, несмотря на то, что находилась в довольно щекотливом с геополитической точки зрения месте - недалеко от китайской военно-морской базы Юйлинь и Парасельских островов, на которые претендуют сразу несколько государств. Наивысшую активность в отстаивании своих прав на острова и нефть, скрытую в морских глубинах этого района, демонстрируют Тайвань, Вьетнам и Филиппины. А Китай не раз заявлял даже о готовности применить военную силу в отстаивании своего суверенитета на этот район. В 1974 году между Китаем и Вьетнамом даже вспыхнул военный конфликт.
В общем, район довольно горячий, и Соединенные Штаты взяли на себя перед дружественными странами, прежде всего, Тайванем, обязательство сдерживать «захватнические устремления» Китая. В рамках этой стратегии корабли ВМС США регулярно появляются в этом районе, а самолеты совершают разведывательные полеты. В этот раз сыграть сдерживающую роль выпало команде USS Connecticut. Но тайная операция неожиданно стала явной – пришлось всплывать на виду у китайских военных.
Вообще, за последние годы американские подлодки частенько оказывались участницами морских ЧП: в 2001 году USS Greeneville протаранила японскую рыболовецкую шхуну, в 2003-м USS Hartford наскочила на мель в Сардинии, в 2005-м USS San Francisco столкнулась с подводной горой южнее острова Гуам, в 2009-м опять же USS Hartford не уступила дорогу десантно-вертолетному кораблю «New Orleans» в Ормузском проливе. В 2012 году отличились подлодка USS Montpelier и американский же крейсер San Jacinto, а еще через год USS Jacksonville зацепила перископом рыболовецкое судно недалеко от берегов Ирана. В 2016 году USS Louisiana столкнулась с американским кораблем снабжения у побережья штата Вашингтон.
Что произошло с USS Connecticut, по большому счету, остается тайной. Журналисты различных военных изданий высказывали предположения – подлодка столкнулась с надводным кораблем, чужой подлодкой, секретным китайским беспилотным подводным аппаратом... Чтобы журналисты не договорились до чего-нибудь ненужного журнал The Navy Times, сославшись на военно-морское командование, остановил буйство фантазии коллег – атака враждебных сил исключается.
Наконец, американский ветеран-подводник Аарон Амика сказал журналу The Drive, что Южно-Китайское море находится в очень активном тектоническом районе мирового океана. Конфигурация дна там часто меняется и, подлодка, могла врезаться в неотмеченное еще на карте препятствие.
Это предположение подводника вскоре стало официальной версией. Военно-морской институт США опубликовал результаты расследования инцидента – субмарина USS Connecticut столкнулась с подводной горой, которая не была отмечена на картах.
Однако нынешние фотографии подлодки, заходящей в акваторию порта Сан-Диего, вызвали у некоторых специалистов сомнения. Они обратили внимание на разрушение видимой на фото верхней части носа и высказали предположение, что основной удар, все-таки, был нанесен сверху. А это с трудом вяжется с версией столкновения с неровностью дна. В этом случае разрушению подверглась бы в основном нижняя часть носа. Не шла же подлодка в лобовую атаку на гору? – вопрошают они. Впрочем, не исключено, что на Гуаме носовой колпак вообще сняли.
Конечно, было бы интересно узнать, на что же натолкнулась американская атомная субмарина. Но гораздо важнее, почему команда не заметила препятствие? Ведь нельзя же допустить, что экипаж подлодки, находящейся на боевом дежурстве, не прощупывал океан сонарами. Не заметить гору или пусть даже беспилотный подводный аппарат, который, судя по масштабам разрушений, тоже обладал внушительными габаритами, они не могли.
Можно было бы предположить, что подвела система эхолокации. Но USS Connecticut за последние почти 18 лет была дважды серьезно модернизирована, а в августе 2019-го прошла очередной ремонт на верфи Пьюджет-Саунд.
Остается только одно вероятное объяснение происшествия – человеческий фактор. Именно к такому выводу, похоже, пришло и командование ВМС США. Командующий 7-м флотом вице-адмирал Карл Томас освободил от должностей сразу троих старших офицеров из команды подводной лодки, как написано в приказе, «в связи с утратой доверия». А командующий подводным флотом США вице-адмирал Уильям Хьюстон сказал на прошедшей неделе: «У нас очень строгие процедуры безопасности мореплавания. Команда не соответствовала нашим стандартам».
Еще одну версию происшедшего можно было бы отнести к разряду шутки, но кто знает. Весной 2021 года журнал The Navy Times сообщил о волнениях и недовольстве экипажа подлодки, вызванных клопами и безразличием командования. На борту боевого корабля эти кровососущие появились весной 2020 года. Командование почему-то несерьезно отнеслось к жалобам подводников. «Клопы терроризируют нас уже год. Матросы жаловались командирам, что их кусают, — журнал привел слова одного из членов команды. - Людей буквально поедают заживо, когда они спят». Может, военно-морские клопы и являются виновниками столкновения в Южно-Китайском море? Работа акустика требует предельного внимания и сосредоточенности. А тут клопы.
Наша справка:
USS Connecticut (SSN-22) вошла в состав ВМС США в 1998 году. Это вторая субмарина из проекта Seawoolf II (четвертое поколение), построенная компанией General Dynamics на верфях города Гротон. Предполагалось оснастить флот 30 подлодками, но после распада СССР строительство самых дорогих подлодок США было остановлено. В море вышли только три субмарины этого проекта.
Экипаж – 126 человек, водоизмещение в надводном и подводном положении составляет, соответственно, 7460 и 9137 тонн, длина – 107,6 метра, ширина – 12,2 метра, осадка – 11 метров, рабочая глубина погружения – 487 метров, а предельная – 610 метров.
В движение подлодку приводит ядерный реактор мощностью 200 мВт. Достаточно бесшумно субмарина может двигаться со скоростью 20 узлов, а максимальная скорость в подводном положении достигает 35 узлов, в надводном – 18 узлов.
На вооружении стоят восемь торпедных аппаратов калибра 660 мм. Боекомплект, используемый на этих аппаратах, составляет 50 торпед или 50 ракет «Гарпун» и «Томагавк». Есть также мины.