Биолог Ирина Якутенко написала в своих соцсетях о том, что приход омикрона вовсе не лишил вакцинацию смысла.
«Результаты лабораторных экспериментов выглядят очень тревожно, но важно понимать, что снижение эффективности нейтрализации в 40 раз не равно 40-кратному снижению эффективности вакцин, – объясняет Якутенко. – Человек и его иммунная система устроены намного сложнее культуры клеток, поэтому прямо переносить результаты исследований in vitro на людей нельзя. Очевидно, что столь существенное падение эффективности нейтрализации скажется на реальной защите, которую дают вакцины, но для того чтобы оценить его, необходимо собрать еще и эпидемиологические данные».
Первые данные показывают, что омикрон действительно способен уходить от иммунной защиты: темпы его распространения сравнимы с цифрами, которые наблюдались в первую волну коронавируса, когда иммунитета от новой болезни не было ни у кого: «Такая прыть омикрона может отчасти объясняться его способностью уходить от антител: с точки зрения иммунной системы вакцинированных или переболевших, его спайк-белок – это некое новое образование, против которого антител в организме нет. С другой стороны, нельзя исключать, что омикрон сам по себе заразнее дельты».
Однако главный вопрос – это тяжесть заболевания, которое вызывается новым штаммом. И тут, напоминает Якутенко, нужно иметь в виду, что антитела – лишь первый бастион защиты. Они предотвращают заражение, но если оно случилось, с вирусом начинают сражаться Т-клетки, уничтожающие то, что инфицировано. Их образованию также способствуют вакцины и перенесенная болезнь. «Огромная статистика по привитым показывает, что даже после прихода дельты защита от тяжелого течения у вакцинированных остается на уровне 90%, хотя защита от заражения и упала. По сравнению с предковыми штаммами, последовательности спайк-белка, которые узнаются Т-клетками (они реагируют на небольшие линейные фрагменты), у альфа- и дельта-штаммов изменялись примерно на 10%. В случае омикрона возможные изменения оцениваются в пределах 20-30%. То есть можно ожидать, что Т-клетки, выработанные против предыдущих вариантов SARS-CoV-2, сохранят неплохую активность и в отношении омикрона», – пишет Якутенко.