Андрей Злобин, к.т.н., эксперт Центра планетарной защиты
В советское время это явление часто называли наукой на общественных началах. Особенное развитие феномен получил в период оттепели и творческого расцвета шестидесятников. В годы позднего социализма наука на общественных началах стала любимым делом многих интеллектуалов и оформилась в виде различных объединений энтузиастов. В качестве примера можно привести Комплексную самодеятельную экспедицию по изучению Тунгусского метеорита (КСЭ). Координировали работу таких научных творческих коллективов люди уникальной судьбы и настоящие пассионарии. В свободное от основной работы время искатели научных истин собирались вместе, организовывали экспедиции, заслушивали доклады, проводили заседания, обсуждения, публиковали результаты своих исследований. Уникальной была атмосфера общественной науки, поскольку многие не только блистали знаниями, но и обогащали друг друга художественными, музыкальными, поэтическими талантами.
Научная работа на общественных началах имеет ряд огромных преимуществ, отличающих ее от административно регламентированных исследований. Это, прежде всего, абсолютная свобода творчества и свобода мысли, недоступные большинству ученых, работающих под административным контролем. Если говорить о прорывных открытиях, то личная свобода всегда значила в науке гораздо больше, чем «руководящая роль» бюрократии различного калибра. Скорее даже наоборот: чем свободнее себя чувствует ученый, тем больше вероятность того, что он достигнет действительно прорывных результатов.
До конца XX века человечество особо не задумывалось об астероидах и кометах, как источниках серьезной опасности. Считалось, что столкновения с малыми телами Солнечной системы крайне маловероятны. В 90-е годы все изменилось, поскольку мир узнал дополнительные подробности падения Тунгусского метеорита. Самый большой объем уникальной информации о космической катастрофе 1908 года собрали участники КСЭ — Комплексной самодеятельной экспедиции, настоящего научного института на общественных началах. Многие вдруг осознали, что чудовищный взрыв в Сибири имел мощность водородной бомбы, и последствия аналогичных ударов по планете могут быть самыми трагическими. Так казавшиеся любительскими исследования резко интенсифицировали работу астрономов по изучению комет и астероидов. На сегодняшний день обнаружено уже около 30 тысяч крупных астероидов, сближающихся с Землей. И только за 2020 год этот список пополнили почти 3 тысячи «космических убийц». Теперь всем становится понятно, почему работу самодеятельных ученых КСЭ поддерживали крупнейшие деятели науки и техники Советского Союза. Чего стоит только помощь знаменитого Генерального конструктора ракетной техники, академика С.П.Королева, направившего в Тунгусскую тайгу своих сотрудников. Среди них был и будущий космонавт Г.М.Гречко, погружавшийся с аквалангом в районе падения Тунгусского метеорита. Школу свободного научного поиска прошли многие исследователи, ставшие одновременно известными лидерами науки.
Усилия энтузиастов, многие десятилетия работавших в Тунгусской тайге и по крупицам собиравших ценнейшую научную информацию, не пропали даром. Участники КСЭ опубликовали тома научных трудов, огромное число статей, составили подробнейшие карты, каталоги, собрали многие сотни показаний очевидцев о событии 30 июня 1908 года. Ни одно из метеоритных падений за всю историю науки не изучалось столь подробно, как Тунгусское. Поскольку львиная доля всех публикаций о Тунгусском метеорите была сделана на русском языке, Россия сегодня является абсолютным научным лидером по сверхмощным импактным процессам. Западным ученым в действительности известно не более 5% информации, связанной с Тунгусской катастрофой. Многие иностранные исследователи ошибочно судят о Тунгусском метеорите по устаревшим публикациям астрономов, которые, как выяснилось, плохо знали законы сверхзвукового движения метеоритов в атмосфере. До сих пор наука по ту сторону земного шара отстает в понимании мощных высокоскоростных метеоритных процессов. По результатам экспедиций на Тунгуске российские ученые впереди минимум на полвека. В России Тунгуска стала отправной точкой прорывных теоретических исследований, самых современных вычислительных методов для компьютерного моделирования, уникальных технологий противодействия космическим угрозам, прогресса геологических, геохимических, биологических, экологических и многих других направлений научного познания.
Затрагивая проблему астероидной опасности, нужно отметить следующее. Только обладая максимально полной информацией об опасных космических телах можно принимать решения по воздействию на их орбиты. Малейшая необоснованная коррекция орбиты астероида или кометы в будущем может оказаться фатальной. Угрозу космического «бильярда» никто не отменял — даже незначительно нарушив порядок движения малых планет, формировавшийся миллиарды лет, можно достигнуть обратного эффекта и навлечь беду на нашу планету. По цепочке сбивая друг друга с орбит, «шары-астероиды» космического бильярда могут бумерангом угодить в Землю. Это совсем не значит, что не нужно готовиться к отражению возможной космической угрозы. Но делать это нужно с умом, опираясь на все мировое научное сообщество, всю интеллектуальную элиту, и учитывая максимум самых разных рисков. Бездумно бомбардируя малые тела Солнечной системы космическими аппаратами, современный человек пока мало отличается от питекантропа, размахивающего дубиной. В свое время академик В.И.Вернадский выдвинул идею о ноосфере и констатировал, что человечество стало геологической силой. Сегодня мы наблюдаем, как влияние человека растет уже в масштабах Солнечной системы. Хорошо если нашей цивилизации хватит ума «не наломать дров», пуская под откос целые поезда астероидов. Но будущее выглядит ужасным, если люди готовят планетам и астероидам цепь бесконечных столкновений. Особенно это касается планеты Земля с ее атомными станциями, хранилищами ядерного оружия, радиоактивными саркофагами, свалками, захоронениями отходов химических производств.
Большое везение, что почти сто лет Тунгусскую катастрофу изучало сообщество бескорыстных людей, не получавших за свой труд никакой оплаты. В этом тоже уникальность научных результатов, полученных Комплексной самодеятельной экспедицией. Над феноменом Тунгусского метеорита в КСЭ трудились в высшей степени образованные люди — академики, доктора и кандидаты наук, руководители институтов, завлабы, научные сотрудники. Широкое образование позволяло участникам КСЭ исследовать космическую катастрофу с междисциплинарных позиций, во всем многообразии ее проявлений.
В настоящее время российский уровень понимания космических угроз является самым высоким в мире. Разрушение в 1908 году в районе Подкаменной Тунгуски кометного тела размером в сотни метров предоставило ученым для анализа массу важнейшей документальной информации. Только Россия обладает гигантским банком данных по Тунгусскому метеориту и почти столетним опытом подробных исследований планетарной катастрофы, зафиксированной приборами по всему земному шару. На основе титанической исследовательской работы, выполненной на Тунгуске, российскими учеными моделируется множество мощных высокоскоростных метеорных процессов, делаются прогнозы с учетом последствий реального Тунгусского взрыва мегатонного класса. Важным наблюдением наших исследователей стала взаимосвязь между самыми крупными болидами и периодами солнечной активности. Следуя этой логике, опасные столкновения Земли с малыми космическими телами могут происходить гораздо чаще, чем считалось до сих пор — каждые 11 лет, в годы солнечных максимумов. Ближайший 25-й максимум не за горами, и с 2024 по 2027 годы существует повышенная вероятность очередного «сюрприза» из космоса. Центр планетарной защиты, как лидер соответствующих профессиональных компетенций, внимательно следит за развитием ситуации, и постоянно информирует общественность об угрозе катастроф и необходимости их парирования. Разработанные Центром технологии, включая проект «Цитадель», могут служить базой для эффективного отражения космических атак.
Научный прорыв, сделанный на общественных началах волонтерами-исследователями Тунгусского метеорита, только начинает осознаваться просвещенными людьми. К сожалению, процесс идет слишком медленно. До сих пор государственные мужи всех стран до конца не поняли, насколько реальна опасность космических катастроф и какой страшной может быть расплата за эту беспечность. Промедление смерти подобно. Каждый год, месяц, день, каждый час промедлений могут оказаться роковыми для всего человечества, рискующего опоздать с принятием защитных мер. Очевидно, что в случае серьезной космической опасности понадобятся усилия и ресурсы всех государств, причем времени договариваться, заниматься политическими реверансами и дипломатическими приседаниями не останется.
Увы, население планеты продолжает жить с надеждой на авось. Двадцать лет назад признанный лидер КСЭ академик Н.В.Васильев постоянно отмечал этот тревожный факт. В 2001 году, в последние дни жизни он писал в дневнике: «В «большом мире» ничего большого… какая-то местечковая дребедень…». Эту дребедень мы наблюдаем и по сей день. Люди и государства продолжают делить территории, имущество, сферы влияния, воюют друг с другом, забывая, что над ними постоянно висит дамоклов меч общей смертельной опасности. В своей заключительной монографии, посвященной Тунгусскому метеориту, Н.В.Васильев констатировал: «Имеющий уши — да слышит… если эта книга, способствуя осознанию человечеством грозящей ему космической опасности, пробудит у людей государственного уровня понимание необходимости скорейшего осуществления международной программы «Космический щит», — автор будет считать свою задачу выполненной… В случае если человечество не опомнится и не перестанет строить стратегию своего развития на потребительских принципах, цивилизацию ожидает близкий и необратимый крах даже в случае, если ему удастся избежать ядерных войн». Это мнение человека высочайшей научной квалификации, сорок лет посвятившего исследованиям на Тунгуске, и лучше других осознавшего условия выживания разумной жизни на нашей планете.