12 декабря – знаменательная дата для региона: именно в этот день в 1941 году в Челябинске был собран первый дизельный двигатель. Сегодня южноуральскими дизелями оснащается отечественная бронетанковая техника России.
После начала Великой Отечественной войны, Южный Урал становится тылом, сюда эвакуируют более трехсот предприятий СССР, на базе Челябинского тракторного завода формируется уникальный промышленный комбинат по выпуску танков и танковых моторов - Танкоград. 18 сентября на Южный Урал был отправлен первый из 26-ти эшелонов с оборудованием и специалистами Харьковского дизель-моторного завода №75. Спустя два месяца после эвакуации на ЧТЗ (в годы ВОВ – Челябинский Кировский завод, ЧКЗ) было собрано 18 двигателей из деталей, привезенных из Харькова.
Днём рождения моторного производства ЧТЗ стал 12 декабря 1941 года, когда на заводе был собран двигатель из челябинских комплектующих.
Всего за период войны завод Танкоград выпустил 48,5 тысяч танковых дизелей, ими оснащали танки ЧКЗ типа КВ, ИС, Т-34, самоходные установки, а также техника других танковых заводов. Освоение сложнейшего наукоемкого производства, снабжавшего всю страну надежными моторами, было нелёгкой задачей. О трудовом подвиге тружеников ЧКЗ говорят цифры: в январе 1942 года завод выпускал 10 дизелей в сутки, а к концу года уже дал фронту уже более 9 тысяч двигателей В-2. В 1944 году выпуск двигателей достиг максимального объема – более 15 тысяч штук в год. В июле 1945 года работа коллектива была отмечена высокой правительственной наградой – орденом Ленина.
После войны двигатель В-2 постоянно модернизируется, разными модификациями детища конструктора, Почётного жителя города Челябинска, Ивана Яковлевича Трашутина оснащается широкая линейка бронетанковой техники, выпускаемой предприятиями СССР. Находится применение дизелю и на гражданском поприще, им оснащают мощные дизель-электрические трактора ДЭТ-250.
Потребности в двигателях росли, и в конце 1974 года правительство принимает решение о строительстве нового моторного завода без остановки действующего производства. Через четыре года моторный корпус, оснащенный современным оборудованием, был принят в эксплуатацию. В тот же период конструкторами ЧТЗ был разработан многотопливный дизельный двигатель В-46, было создано семь его модификаций мощностью от 650 до 780 л.с., которыми оснащались новые танки Т-72.
Сегодня значительно модернизированные танки Т-72б3 получили более совершенные двигатели мощностью до 1130 л. с., которые каждый год подтверждают свою надежность на «Танковом биатлоне». Для современного танка Т-90С «Прорыв» разработан и успешно освоен в серийное производство новый турбопоршневой двигатель В-92С2, который превосходит по своим характеристикам лучшие зарубежные аналоги.
Сегодня в рамках выполнения гособоронзаказа ЧТЗ выпускает широкий спектр дизельных двигателей мощностью до 1500 л.с. для российской бронетанковой техники. Танки Т-72, Т-90 «Прорыв», БМПТ «Терминатор», артиллерийские самоходные установки «Акация», «Мста-С», «Коалиция-СВ», пушка «Малка» оснащаются челябинскими «железными сердцами».