Posted 6 декабря 2021, 08:28
Published 6 декабря 2021, 08:28
Modified 7 марта, 13:10
Updated 7 марта, 13:10
Только в третьем квартале этого года мошенники выполнили несанкционированные операции по счетам россиян на сумму свыше 3,2 миллиарда рублей. При этом банки возвратили клиентам только 7,7% от украденных средств. Это менее 250 миллионов рублей.
Изменения предлагается внести в Федеральный закон №161-ФЗ "О национальной платежной системе". В пояснительной записке к документу говорится, что мошенничество со счетами "является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом".
Кроме того, регулятор предлагает упростить процесс возмещения денежных средств тем, кто стал жертвой мошенников. Россиянину, который попался на уловку мошенников, нужно будет в течение 24 часов уведомить банк о краже денег с его счета. После чего банк вернет фиксированную сумму, которую определит ЦБ.
Будет ли это процент от украденных средств, или определенная сумма, пока не известно - Банк России пока не представил точную методологию расчета суммы средств к возврату.
Также остается пока неурегулированным вопрос о возврате денежных средств тем клиентам, которые добровольно перевели свои деньги мошенникам. Дело в том, что по закону банки обязаны вернуть средства только в тех случаях, когда они были украдены со счета без ведома клиента. На даже в таких случаях клиентам возвращается менее 8%. К слову, в США при таких случаях банки возвращают украденные средства в 100-процентном объеме.
Чтобы решить проблему добровольного перевода средств мошенникам, регулятор предлагает изменить процедуру подтверждения банками операций. В частности, регулятор предлагает предоставить банкам возможность списывать деньги со счета клиента не сразу, а в течение одного-двух рабочих дней. По мнению регулятора, этого будет достаточно для того, чтобы клиент опомнился и отменил перевод.
Обязанность по проверке операций регулятор предлагает возложить не только на банк, который переводит средства, но и на ту кредитную организацию, в которой обслуживается получатель. ЦБ предлагает дать банкам возможность блокировать на пять рабочих дней все расходные операции по счету получателя, информация о котором содержится в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов без согласия клиента, которую ведет ЦБ.
Опрошенные РБК эксперты считают, что реально действенной защитой клиентов банков от мошенничества может быть только то предложение ЦБ, которое касается фиксированной суммы выплаты для потерпевших. При этом на динамику роста мошеннических операций это никак не отразится. Эксперты полагают, что регулятору следует разработать общий свод правил, по которым российские кредитные организации могли бы классифицировать тот или иной перевод, как мошеннический.
В интервью радио Sputnik президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян сообщил, что это хорошая идея, но нужно установить, за чей счет ее будут реализовывать.
«Сумма отдельной выплаты клиенту может быть и небольшой, но с учетом масштаба банков, которые насчитывают сотни тысяч клиентов, может получиться очень серьезная сумма. Я считаю, что такие предложения должны в себе нести ответ на вопрос "за чей счет будут компенсации"? Перекладывать на одну из невиновных стороны, не очень логично», — прокомментировал Тосунян.
Он также считает, что нужно создать специальный государственный фонд для возврата средств жертвам мошенников.
«В конечном итоге это ляжет на плечи клиентов. Тогда (если банкам придется компенсировать потери клиентов, – ред.) и комиссии за операции будут выше, и обслуживание будет дороже. Эти риски банки так или иначе переложат на клиентов. Получится, что при двух невиновных сторонах (банк и жертва мошенников, – ред.) еще и третья сторона в лице остальных клиентов банка должна будет платить. Должен быть государственный фонд, из которого будут гасить потери граждан», — рассказал президент Ассоциации российских банков в интервью.