Posted 5 декабря 2021, 15:34
Published 5 декабря 2021, 15:34
Modified 7 марта, 13:11
Updated 7 марта, 13:11
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
В конце октября Госдума приняла в первом чтении закон о новом минимальном размере оплаты труда. Вместо нижней границы оплаты труда в 12 тысяч 792 рубля работающим гражданам будут платить 13 тысяч 617 рублей. Повышение составило бы 6,8%. Уже на момент принятия нового значения МРОТа было понятно, что оно не покроет годовой инфляции.
Не прошло и месяца, как в дискуссию вмешался президент и велел повысить МРОТ на 8,6%. Таким образом, государство компенсирует низкооплачиваемым гражданам потери от общей инфляции. Разница между предложением правительства и президента составляет 250 рублей в месяц. Всего, как сказал Владимир Путин, МРОТ увеличится на 1100 рублей. Непонятно только, почему в правительстве не дошли самостоятельно до того, чтобы улучшить собственное предложение и компенсировать людям их потери полностью.
- Повышение на 8,6% номинально отбивает людям эту инфляцию. То есть, они реально не повышают свой уровень жизни, но инфляцию 8,6% съедают. Для бюджета это будет стоить порядка 50 или 40 миллиардов для бюджета. 40 миллиардов – это не бюрократические игры, это вынь да положь. Другое дело, когда придет к ним эта надбавка. Я не знаю, на этот год уже не успеют, это пойдет на следующий год. Но это хоть какая-то компенсация. Все зависит от бюджета, - говорит Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
На уровень бедности в стране лишняя тысяча рублей в месяц не повлияет. Но для людей, которые находятся на самой нижней ступеньке доходов, даже эта маленькая сумма кажется существенной. За последние полтора-два года каждый квартал, а уж в полугодие – точно, принимались доплаты, которые повышали нижний порог оплаты. Это давало людям хотя бы небольшое улучшение их положения, говорит кандидат экономических наук, финансовый аналитик компании «Рамблер» Михаил Беляев:
- Для бюджета это сумма незначительная, которую бюджет вполне может себе позволить. Мы не должны тут применять только бухгалтерские параметры, а должны понимать, что эти деньги направляются на улучшение жизни людей и, в том числе, эта сумма тут же возвращается в хозяйственный оборот, и являются, пусть маленьким и незначительным, но стимулом развития продовольственного рынка, что тоже очень важно.
Российские бедные оттого такие бедные, что такая экономика, говорят эксперты. Можно принять закон и сделать МРОТ 25 тысяч рублей или 125 тысяч рублей в месяц, говорит профессор Остапкович, но только такого количества товаров и услуг мы не производим. К тому же бюджетные статьи – это сообщающиеся сосуды. Если правительство тратит больше на социальную сферу, это означает, что оно их где-то забирает. Как происходит перераспределение, не знают ни эксперты, и общественность. Однако резервы есть и помимо бюджета.
- У нас огромные резервы – 600 миллиардов долларов золото-валютных резервов, 42 триллиона резервов. Это два с лишним бюджетом Российской Федерации. Может быть, можно оттуда? Но вот такое решение принимает Дума. Что тут сказать. Но это покроет инфляционный фон. Мало это? Конечно, мало! – восклицает Георгий Остапкович.
С этого года бедность в России больше не измеряется, исходя из потребительской корзины, а из медианного дохода. По итогам 9 месяцев 12% граждан живут ниже этой черты. К 2030 году Владимир Путин поставил задачу снизить количество бедных в два раза.
В США, где граница бедности на домохозяйство составляет 24,5 тысяч долларов в год, бедность считают по-другому. Если человек получает денег выше прожиточного минимума, но у него течет крыша или нет удобств в доме, или у его детей нет доступа к образованию, а у всей семьи нет медицинской страховки, то он относится к категории бедных. Тогда семья получает продовольственные карточки и налоговые льготы.
ООН обозначила 9 факторов, как рассчитывать бедность. Теперь и Росстат получил задание разработать методику, по которой будет использоваться не только денежный доход, но и другие факторы, считает Георгий Остапкович:
- Условно говоря, мать-одиночка получает 20 тысяч. Она выше этих 12 тысяч 600 рублей, но у нее двое детей, и она получает тогда меньше. Тогда нужно рассчитывать не от человека, а от семьи. А есть одинокий мужчина, который получает 10 тысяч, и ему по формальным признакам нужно платить еще 2,6 тысячи в месяц. Но у него из старой жизни лежит депозит на 10 миллионов под 5%, с которых он получает 500 тысяч. Надо ему платить? Не знаю. Нужна адресная помощь, и нужно помогать тем, кто действительно нуждается, а не только по тому, кто стоит на каком материальном уровне.
А пока денежные власти страны борются не с бедностью, а с инфляцией. Некоторые экономисты считают, это рост цен – это не самое главное препятствие для развития экономики. Михаил Беляев говорит:
- Пока у нас Центробанк борется с помощью повышения ключевой ставки, которая уже близка к запретительному уровню для действия бизнес-структур в эффективном режиме, то говорить о том, что у нас будет движение вперёд в ближайшее время, трудно. Может не стоит бороться с инфляцией ценой существенного осложнения деятельности для предприятий?
Потому что проблема бедности решается, по мнению экономистов, совершенно по-другому – через создание рабочих мест и выплату достойных заработков.
- Рабочие места создаются тогда, когда в стране может функционировать хозяйственный механизм – активные действия бизнес-структур, предприятий. Каких угодно – больших, маленьких, средних, индивидуальных. Они должны иметь возможность действовать в производительном ключе. Тогда это повышает ВВП, создаёт рабочие места и даёт возможность повысить зарплату. Чтобы всё развивалось, в стране должна быть бизнес-среда, которая позволяет этим структурам функционировать. - уверен Михаил Беляев.
Главный критерий выхода из бедности – это рост экономики. Будет расти экономика, производство, прибыль, напоминает Георгий Остапкович, значит, будут нанимать новых работников и платить им зарплату.
Поднимется налогооблагаемая база, и предприятия будут платить больше налогов. Тогда страна может увеличивать помощь для низкодоходного населения. Главный критерий – рост экономики и рост товаров и услуг.