- Как объяснить, что почти половина мировой суточной смертности приходится на Россию?
- Это связано с очень низкими темпами вакцинации и низкой долей вакцинированных, отсутствием локдаунов и ограничений. Это всё связано с пропагандой, связано с недоверием к правительству. На самом деле, это большой посткоммунистический синдром. Это касается всей Восточной Европы, но Россия – экстремум, хотя Россия среди республик бывшего Союза на третьем месте.
- Это статистические данные?
- Не надо смотреть на официальную статистику, посмотрите на избыточную смертность. В Казахстане она выше. В Европе хуже нас только Македония и Косово, а в СНГ – Азербайджан и Казахстан. Россия имеет очень большую избыточную смертность для страны такого уровня развития. И Казахстан, и Азербайджан, и Косово с Македонией – беднее России. И Колумбия, и Эквадор – все страны, которые впереди России по смертности беднее нас. Для страны с таким уровнем доходов и развития в России избыточная смертность максимальная. Это говорит о том, что у нас, плюс к постсоциалистическому синдрому, особо лживая политика, недоверие к правительству и начинающийся развал государства. Вот и результат.
- В Украине также высокая смертность. Что ее отличает от России?
- В Украине накопленным итогом намного лучше ситуация. У них сейчас так же плохо, как у нас, но у нас так плохо очень давно и долго. Ситуация в России повторяется несколько раз, а у них такое впервые. Поэтому накопленным итогом в Украине гораздо лучше ситуация, чем у нас.