Posted 3 декабря 2021, 12:07
Published 3 декабря 2021, 12:07
Modified 7 марта, 13:13
Updated 7 марта, 13:13
Любопытные цифры, красноречиво свидетельствующие о том, что в России существуют бок о бок две экономики, приводит в своем канале экономист Дмитрий Прокофьев:
- В 2021 году в России выросли продажи предметов роскоши и дорогостоящих товаров длительного пользования: за январь—сентябрь часов было продано на 37,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года, мобильных телефонов — на 27,9%, ювелирных изделий — на 26,6%, автомобилей — на 24,8%». (Росстат, Мониторинг социально-экономического положения)
- В 2021 году цены на готовые изделия (из золота) выросли на 20–40%. В начале 2020 года 1 г золота 585-й пробы стоил 1500–1600 руб., в конце 2021 года — уже 2600–2700 руб.» (Fashion Consulting Group)
- В 2020 году денежные доходы населения упали на 3%. В этом году динамика развернулась — по итогам III квартала 2021 года доходы выросли на 8,1% и превысили уровень 2019 года» (Росстат)
- В целом оборот розничной торговли за девять месяцев 2021 года увеличился на 8,4% в реальном выражении по сравнению с тем же периодом 2020 года» (Росстат)
- Доля потребительских расходов на товары и услуги выросла с 77,3% в первом полугодии 2020 года до 84,2% сейчас» (НИУ ВШЭ, Мониторинг социально-экономического положения).
- По сравнению с 2020 годом на 2–5% упали продажи в сопоставимых ценах куриного мяса, яиц, соли, муки, макарон». (Росстат)
- В 2020 году доля сбережений в структуре доходов составляла 7,9%, в 2021 году она сократилась практически до нуля (0,5%)». (НИУ ВШЭ)
Экономист отмечает, что ажиотажный спрос на дорогие товары сегодня совершенно оправдан:
«Вообще-то, запасаясь товарами сейчас, люди все правильно чувствуют.
Цены на одежду и обувь прибавили 10-15% в 2021 году, а в 2022-м - рост ускорится и составит 15-25%, прогнозируют аналитики Fashion Consulting Group и подтверждают ритейлеры, опрошенные «Известиями».
«Наибольшее повышение цен ожидается на товары премиального ценового сегмента - до 30-40% и более сдержанно, в пределах 20-25%, на бренды среднего сегмента», - гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс.
У производителей и поставщиков растут издержки: в 2021г подорожала ткань - в среднем на 15%, логистические услуги - на 20% (ну, как раз логистика – не критичная часть себестоимости одежды, скажем мы), себестоимость производства обуви увеличилась в пределах 7-15%».
О чем же говорят все эти цифры? – задается вопросом эксперт. И отвечает:
«О том, что в РФ «две экономики».
В одной экономят на еде, в другой – скупают ювелирку.
В одной «денег нет» (и даже сбережения потрачены), в другой - этих денег уже просто некуда девать.
Разные страны.
А управление сводится к арбитражу – кому-то разрешим перебраться в «верхний контур» экономики, кого-то – оставим навсегда в «нижнем контуре».
Что надо сделать, чтобы оба контура были максимально лояльны?
Правильно, углублять пропасть между ними.
Да, люксовое потребление в РФ набирало и продолжает набирать обороты.
Но проблема в том, что даже если оно будет сокращено – это еще само по себе не будет автоматически означать роста потребления людей в «нижнем контуре экономики»
Если миллионер не купит часы/лимузин - это еще не будет означать повышения зарплат у тех, кто работает на его предприятиях
Дом на Рублевке стоит дорого не потому, что на него ушло много материалов, а потому что на Рублевке хотят жить много богатых людей. Т.е. не будет «Рублевки» - совсем не значит, что будет активно строиться какое-то «социальное жилье»
Что касается непосредственно «материальных ресурсов» - которые уходят на элитное потребление – их реальная стоимость не очень высока.
Проблема не в «сверхпотреблении» богатых, а в «недопотреблении» бедных.
Другое дело, что роскошная жизнь «верхнего контура» обесценивает какую-то осмысленную деятельность в «нижнем контуре». Все понимают, что смысла что то делать внизу – нет. Шанс на более-менее приличную жизнь возможен, только если ты сможешь перебраться через стену, которой «верхний контур» заботливо огораживает себя…»