Posted 1 декабря 2021,, 20:20

Published 1 декабря 2021,, 20:20

Modified 7 марта, 13:17

Updated 7 марта, 13:17

Новые памятники в Москве: лизоблюдство в камне и бронзе

1 декабря 2021, 20:20
Евгений Понасенков
Вчера в "Новых Известиях" вышла статья "Что ни памятник, то скандал: почему вокруг новых монументов в Москве столько споров". На мой взгляд, ответ на это "почему" очевиден: монументальное искусство превращено в пропаганду на "злобу дня".

"Не успел отгреметь скандал, связанный с установкой в Оружейном переулке памятника Иосифу Кобзону за 52 миллиона бюджетных рублей, как в Москве закипели новые «мемориальные страсти». На этот раз в связи с инициативой Российского военно-исторического общества возвести на Кременчугской улице, в непосредственной близости от жилых домов, монумент экс-главе МЧС Евгению Зиничеву, погибшему в сентябре этого года.

Голосование в районной группе в Фэйсбуке по поводу установки этого памятника обнаружило парадокс: половина опрошенных вообще не знали, кто такой Евгений Зиничев. Подавляющее большинство (около 200 человек) высказалось против такого памятника в этом месте. И всего 22 человека сочли его установку уместной." - так начинается статья в "Новых Известиях".

Что касается меня, то о существовании Зиничева, которому Российское военно-историческое общество собирается поставить памятник, я узнал из новостей, когда его не стало, и тут же забыл. Я считаю, что подобную инициативу иначе, как лизоблюдством назвать невозможно. Военно-историческое общество прогибается перед Кремлем, но на самом деле в этой структуре, на мой взгляд, нет ничего ни военного, ни исторического. Глава и вдохновитель этого Общества – товарищ Мединский. Кстати, он уже две недели, так сказать, скрывается и от меня, и от журналистов после того, как был вызван на публичные дебаты по вопросу о том, кто является виновником начала войны 1812 года. Очевидно, что он отказался от дискуссии. Точно так же, я полагаю, он откажется от любой дискуссии, в том числе и по памятнику Зиничеву, если вопрос будет поднят в публичном поле. Просто этот человек не умеет отвечать за свои слова. Если же ставить монумент, к примеру, самому Военно-историческому обществу, то, я думаю, что это будет памятник Подхалиму и Лизоблюду. Эдакий Мальчиш-плохиш, который лижет ботинок Власти. На том, кому лижут ботинок, голова будет меняться, потому что лизать ботинок это существо, похожее на "заводилу" этого общества, будет, очевидно, любой власти.

Вообще, с памятниками в Москве и в России в целом беда. Памятник – это произведение искусства. Но поскольку искусство у нас находится в яме, мы получаем уродство и мерзость. За примерами далеко ходить не надо. Напротив Кремля поставили памятник князю Владимиру. Исторически этот персонаж и каменный истукан к Москве не имеет никакого отношения – и нарушает пейзаж города. К тому же этот тип убил своего брата Ярополка и на глазах у дружины изнасиловал его беременную жену. И этому насильнику у стен Кремля установлен памятник! В Александровском саду установлен памятник Александру Первому. Во-первых, с какой стати, ведь Александровский сад – это исторический комплекс, разрушать его эстетическую и историко-художественную структуру непозволительно. И кому этот памятник? Преступнику, который утопил страну в крови, при котором были устроены чудовищные военные поселения; это, по сути, отцеубийца, человек, который доверил страну опричнику Аракчееву. Не случайно декабристы планировали убить именно Александра Первого. За что ему ставить памятник? Там же установлен памятник патриарху Гермогену. С какой стати у нас в двадцать первом веке появляется памятник попу? Ведь Россия – светское государство. Тем более, что никаких научных и государственных заслуг у Гермогена не было. Зато есть факт: этот странный поп признал королем Сигизмунда.

Остальные памятники также вызывают массу вопросов. Например, кусок чего-то в честь Станиславского и Немировича-Данченко в Камергерском переулке. Уродливый, бездарный, цвета диареи, нарушающий перспективу Камергерского. На Садовом кольце стоит странный памятник мужика с автоматом, похожим на автомат Шмайссера, который пугает детей (речь идет, видимо, о памятнике изобретателю автомата Калашникову - ред.) Майя Михайловна Плисецкая, с которой я очень дружил последние годы ее жизни, безусловно достойна памятника, но за то, как ее «увековечили» на Дмитровке, надо просто отрывать руки. Я бы вообще провел расследование, каким, так сказать, блатным недоскульпторам у нас дают государственные заказы, нет ли здесь коррупции. Искусства там точно нет.

Военно-историческое общество, которое инициирует установку в Москве странных памятников, на мой взгляд, позорит образ историка. Достаточно вспомнить, что в этом Военно-историческом обществе состоял реконструктор Соколов, который осужден за убийство и расчленение аспирантки, а также за незаконное хранение оружия. Кстати, он еще проиграл мне два суда. И этот тип был, так сказать, дружком Мединского. По моему мнению, организация эта не имеет никакого отношения к истории, она исключительно подхалимская, но своими действиями, своим откровенным подхалимажем она, я полагаю, подставляет президента, потому что подобным лизоблюдством настраивает население против и вызывает отторжение.

От редакции:

Мнения авторов могут отличаться от позиции издания и публикуются в дискуссионном порядке.

"