Нагнетание атмосферы омикрон-истерии во многом преувеличенно и преждевременно, так считают ученые из ЮАР, первыми начавшие исследование нового штамма, сообщает популярный канал «Незыгарь».
В отрыве от медиа-истерии, динамика мутаций вируса остается в векторе постепенного движения к нахождению симбиотического баланса с иммунной системой человека. По данным исследователей, симптоматика омикрона по тяжести течения заболевания существенно слабее всемирно распространенной дельты, и несмотря на потенциальную заразность штамма, его появление не привело к росту числа госпитализаций и смертности в ЮАР.
Первые исследования опровергли миф об устойчивости штамма к текущим вакцинам: несмотря на высокий масштаб мутаций, применяемые в ЮАР вакцины Johnson & Johnson смогли снижать активность нового штамма, что по оценкам специалистов, ввиду сходства вакцин позволяет говорить и об эффективности российского Sputnik V против нового штамма.
Отмечается, что несмотря на мутации, антитела к дельта и омикрон-штаммам не имеют существенных различий, что так же нивелирует медиа-миф об опасности омикрона для переболевших. «Штамм более заразен для переболевших с низким индексом антител, что конечно не означает 100% вероятности заражения, а лишь говорит о сокращении безопасного периода для переболевших», - отмечает эксперт.
Высокий индекс заразности нового штамма по предварительным оценкам аналитиков действительно обладает потенциалом для вытеснения собой других штаммов и роста общемировой заболеваемости, что, однако, так же может снизить общие показатели смертности и число госпитализаций, если первичные данных ученых из ЮАР не окажутся лишь попытками сдержать панику.
Аналитики отмечают, что говорить о степени опасности нового штамма однозначно рано — долгосрочные последствия воздействия нового штамма на организм человека не изучены, и не ясно, как штамм поведет себя при широком распространении в возрастном разрезе.
Сценарий общемирового распространения омикрон-штамма весьма вероятен.
Штамм уже обнаружен на всех континентах, тем не менее, по мнению специалистов, мировая паника вокруг штамма стала следствием реакций правительств отдельных стран на возникшую медиа-истерию. ВОЗ, за вычетом отнесения штамма к группе «вызывающих опасения», не призывала страны к каким-либо мерам, выходящих за рамки исследовательской необходимости.
Возникшая после публикаций организации паника оказалась выше ожиданий ВОЗ. На данный момент уже 31 государство, включая Россию, начали ограничивать сообщение со странами, в которых был выявлен омикрон-штамм.
Список закрытых стран не ограничивается африканским континентом и в них включены Чехия, Нидерланды и Великобритания. Пока ВОЗ осуждает правительства за «поспешные действия», аналитики наблюдают за стремительностью мутаций в заголовках СМИ и говорят о начале нового этапа мировой закрытости.
«Сколько бы ВОЗ сейчас не осуждал страны за неправильную оценку рисков, за два года пандемии сама организация не научилась ничему в плане соразмерности заявлений рискам, зато игроки научились играть на понижении. Спустя два дня после публикаций ВОЗ о штамме, раскрутка глобальной паники индексы бирж падают на 3-5%, падение акций некоторых авиаперевозчиков достигает 20%; при том, что перелеты в Африку не занимают и десятой доли от операций этих компаний. Сейчас даже самые пугающие прогнозы по новому штамму сулят больше потерь, чем новая волна очередного штамма. Мировые инвесторы и правительства более не верят ВОЗ, во многом так же повторяя ошибки прошлых альфа, бета и дельта-обвалов — ВОЗ в глубоком кризисе доверия и не сможет потушить запущенную ей панику, а значит, даже если опасения по поводу нового штамма не подтвердятся, выход из омикрон-кризиса не будет таким быстрым, как его начало», - констатирует эксперт.
Удар по мировой экономической системе между тем снова в повестке дня. Распространение омикрон-штамма коронавируса может привести к снижению уровня трудоустройства и экономической активности в США, а рост неуверенности в экономике будет способствовать инфляции, говорится в заявлении председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла.