Posted 26 ноября 2021, 10:34

Published 26 ноября 2021, 10:34

Modified 7 марта, 12:50

Updated 7 марта, 12:50

Вместо 4 часов - 4 суток!Логисты жалуются на задержки товаров из Финляндии на таможне

26 ноября 2021, 10:34
Уже больше месяца сотрудники автомобильного таможенного пункта на российско-финляндской границе проводят усиленные досмотры ввозимых товаров, включая заказы из финских интернет-магазинов для физических лиц.

Многодневные задержки сроков доставки грузов влекут за собой существенные материальные убытки и репутационные потери для служб доставки и интернет-магазинов, а также состояние неопределенности для покупателей, ожидающих доставку уже оплаченных заказов. Международный логистический оператор СДЭК, а также Сообщество топ-менеджеров логистических компаний (СТМЛК), члены которого тоже сталкивались с похожими действиями на российско-финляндской границе, просят ответственных лиц принять меры по урегулированию ситуации.

В течение последних нескольких недель перевозчики получали многочисленные жалобы на значительное увеличение сроков доставки посылок из Финляндии. В интернет-магазинах, поставляющих товары из-за рубежа, покупатели приобретают самые разные товары, необходимые в хозяйстве, — от бытовой химии до продуктов питания, в том числе скоропортящихся, перевозка которых требует поддержания определенного температурного режима (рыба, икра, сыр, молочные продукты) и задержка в доставке которых влечет риск порчи.

Транспортировка товаров из Финляндии проходит через автомобильный пункт пропуска (МАПП) “Торфяновка”, расположенный на российско-финляндской границе в Выборгском районе Ленинградской области. Чтобы выяснить обстоятельства, влияющие на сроки доставки заказов, и оценить скорость и условия прохождения таможни, СДЭК, опираясь на данные АСОРПС, в ноябре провез несколько партий товаров в качестве так называемого тайного покупателя.

Как выяснилось, за прошедший месяц автомобили, доставляющие экспресс-заказы из Финляндии для физлиц, неоднократно задерживались на переходе для проведения таможенного досмотра по размытой и невнятной формулировке. Формулировки звучали следующим образом: «Возможно, в выделенной области перемещается товар, не соответствующий по характеристикам товару, указанному в товаросопроводительной документации».

Автомобили держали на переходе несколько дней, товары досматривали, нарушений не выявляли и далее отправляли на пост таможенного оформления, где как раз после подачи декларации, по служебной записке с перехода “Торфяновка” сотрудники таможни и могли бы провести досмотр в отношении конкретных, вызывающих подозрение посылок, при наличии оснований.

Подобные простои на границе привели к тому, что перевозчики стали отказываться предоставлять транспорт под погрузку в интернет-магазины. В итоге, спустя неделю после запланированной даты СДЭК удалось найти машину, которую перевозчик согласился поставить под погрузку. СДЭК заблаговременно, до прибытия автомобиля с посылками на пункт пропуска “Торфяновка”, заблаговременно информировал таможенные органы о пребывающих грузах с разъяснением статуса и характера груза.

По прибытию машины с экспресс-посылками на таможенный пост МАПП “Торфяновка” 10 ноября СДЭК подал транзитную декларацию и направил на пост уведомление о присвоении декларации номера УИН для ее принятия и обработки. По закону таможенные органы должны регистрировать декларацию в течение четырех часов. Но по факту ее регистрировали в течение четырех дней (ее зарегистрировали 14 ноября). Вплоть до 14 ноября таможенные органы не направляли уведомлений о прибытии автомобиля СДЭК с посылками, несмотря на то, что их об этом заблаговременно проинформировали.

10 ноября сотрудники “Торфяновки” провели осмотр автомобиля и товаров СДЭК с использованием рентген-установки, позволяющей просветить всю фуру. По итогам осмотра таможенные органы сочли, что в фуре содержится «товар, не соответствующий по характеристикам товару, указанному в товаросопроводительной документации».

Здесь важно подчеркнуть, что по рентгеновскому снимку невозможного определить характеристики товаров, за исключением их примерной плотности и контурных черт. Более того, в таможенном деле понятие «характеристики товара» используется для классификации товаров. Отдел таможенного досмотра не имеет полномочий для определения характеристик товаров (за исключением тех характеристик, которые можно определить органолептическим методом). Вместе с тем установленный факт должен являться четким, конкретным и понятным. Неопределенность не может быть установленным фактом. В акте таможенного осмотра полностью отсутствовало подробное описание рентгеновского изображения, в том числе подробное описание «выделенной зоны» на снимке.

В результате этого осмотра сотрудники “Торфянки” отправили машину СДЭК на подробный таможенный досмотр, в ходе которого пришлось выгружать товары из машины и вскрывать посылки и грузовые места. Это вызвало значительную задержку машины с посылками.

Перевозчику вручили уведомление, где указано, что досмотр будет проводится в отношении товаров «Сборный груз», но по товаросопроводительным документам такого товара, как «Сборный груз», в обозначенном транспортном средстве не перемещается. Это значит, что и предъявить указанные товары таможенному органу невозможно из-за его отсутствия, хотя закон четко определяет, что в уведомлении должно быть указано, какой именно товар необходимо предъявить к досмотру.

Связаться с сотрудниками таможенного поста c 10 по 14 ноября не удавалось: на звонки никто не отвечал и не перезванивал. В результате машина с товарами миновала МАПП “Торфяновка” и въехала в Россию лишь вечером 16 ноября.

Подпишитесь