Как оформить самозанятость или ИП на портале госуслуг

26 ноября 2021, 10:42
Самозанятость — новая форма трудоустройства, ставшая доступной гражданам РФ. При наличии такого статуса применяется определенный налоговый режим с пониженной ставкой, составляющей 4%. Она распространяется на доходы, которые получают как физические, так и юридические лица.

Оформить самозанятость, равно как и получить статус ИП, сегодня можно на портале «Госуслуги».

Как оформить самозанятость?

Для того, чтобы получить статус самозанятого, необходимо соответствовать определенным требованиям:

  • Оказание услуг самостоятельно, продажа продукции собственного изготовления, выполнение различных работ;
  • Деятельность осуществляется на территории Российской Федерации;
  • Не используется наемный труд, подразумевающий оформленные соглашения;
  • Деятельность не связана с перепродажей продукции стороннего производства;
  • Ежегодный доход — максимум 2 400 000 руб.

Чтобы стать самозанятым, нужно пройти регистрацию в статусе плательщика предусмотренного налога на профдоход. Для этого не предусматривается личная подача соответствующего заявления или визит в налоговую службу. Весь процесс происходит в режиме онлайн:

  • Посредством мобильного приложения «Мой налог»;
  • Посредством специального ЛК для самозанятых на официальном сайте ФНС.

Как пройти регистрацию:

  • Использовать ИНН плюс данные для доступа в ЛК налогоплательщика;
  • Использовать паспорт и номер телефона — они указываются в приложении «Мой налог»;
  • Использовать учетную запись на сайте «Госуслуги».

Один из удобных способов оперативной регистрации — использование учетной записи на «Госуслугах». В рамках этой процедуры проводится:

  • Аутентификация;
  • Идентификация.

При наличии верифицированной учетной записи на портале «Госуслуги» доступ в приложение возможен без обязательного внесения номера ИНН и ввода пароля к ЛК.

Если по учетной записи регистрация осуществляется со стационарного компьютера, заявителю нужно будет ввести те же данные, что и при входе на сайт «Госуслуги» в рамках авторизации. Опция регистрации на портале доступна и при наличии приложения «Мой налог» — в этом случае не нужно подгружать фото паспорта и указывать номер телефона.

В рамках авторизации с использованием учетной записи с «Госуслуг» регистрация выполняется в автоматическом режиме:

  • Налогоплательщики впервые посещают свой личный кабинет;
  • Подтверждают указанные ранее данные;
  • Подтверждают свое согласие на условия регистрации;
  • Осуществляется оперативная постановка на учет в качестве самозанятого.

При наличии регистрации граждане, имеющие статус самозанятых, принимают на себя ряд обязанностей. В их числе:

  • Создание чеков для потребителей их услуг и покупателей;
  • Неиспользование прочих существующих налоговых режимов, предусмотренных для предпринимателей;
  • Предоставление справок, если сотрудничество ведется с юрлицом.

При необходимости приостановить регистрацию можно оперативно — это занимает не больше времени, чем процесс постановки на учет. Заявление в данном случае тоже писать не нужно, равно как и обращаться лично в налоговую службу.

Для снятия с учета можно использовать:

  • Кнопку «Снять с учета» в ЛК (раздел «Настройки»);
  • Кнопку «Отмена регистрации» в мобильном приложении (раздел «Настройки»).

Сняться с учета в качестве самозанятого гражданин РФ может в любой момент. Если отсутствует доход, чеки и недоимки, это не будет считаться нарушением закона.

Как оформить ИП?

Оформление ИП имеет смысл, если гражданин РФ:

  • Осуществляет определенный вид деятельности;
  • Получает с него доход.

Речь в данном случае идет о предпринимательстве, которое должно быть законным — зарегистрированным. Оптимальное решение — оформление ИП.

ИП — форма, которая подойдет:

  • Предпринимателям, работающим самостоятельно или с привлечением работников;
  • Бизнесменам, не участвующим в партнерской деятельности.

Преимущества ИП:

  • Прозрачность учетных механизмов;
  • Минимальная отчетность;
  • Возможность экономить на уплате налогов;
  • Возможность оперативного закрытия дела.

Перед тем, как приступить к процедуре оформления ИП, необходимо определить тип и характер деятельности. Видов деятельности может быть формально несколько, тогда как фактически предприниматель занимается только одним из них, и такой вариант не считается нарушением. Выбрать конкретный вид деятельности можно по справочнику ОКВЭД.

Далее выбирается система, по которой будет осуществляться налогообложение. От нее зависят:

  • Сумма и число налогов;
  • Тип отчетности, обязательной для предпринимателя;
  • Возможность работать в той или иной сфере.

Если ИП не отдает предпочтение специальному режиму, по умолчанию применяется так называемая общая система, в рамках которой предприниматель платит:

  • НДС;
  • Налог на доходы.

Специальные режимы налогообложения, доступные ИП:

  • ЕНВД;
  • ЕСХН;
  • УСН;
  • ПСН.

Регистрация ИП осуществляется посредством уведомления налоговой инспекции — необходимо подать заявление, подготовленное по специальной форме (Р 21001) и комплект документов:

  • Копия гражданского паспорта, заверенная у нотариуса;
  • Заявление.

Заявление вместе с документами, подготовленными для оформления, подается через сайт «Госуслуги» при наличии:

  • Верифицированной учетной записи;
  • Электронной подписи усиленного типа.

Если подача документов осуществляется в электронном виде либо через нотариальную контору или МФЦ, заявитель освобождается от необходимости уплачивать государственную пошлину.

В том случае, если подача осуществляется в личном порядке, посредством обращения в налоговую инспекцию, пошлину нужно будет уплатить — ее размер составит 800 руб. Уплатить пошлину можно:

  • На официальном портале ФНС;
  • В отделении банка;
  • Через терминал (банкомат).

В комплект с заявлением и документом желательно также включить и уведомление о выбранном специальном режиме. Другой вариант — указать спецрежим непосредственно после завершения регистрации. Это необходимо сделать в установленные законом сроки, чтобы не пропустить момент и не столкнуться с необходимостью работать по общей налоговой системе.

Документы, поданные на ИП, можно забирать спустя 3 рабочих дня. Заявителю предоставляется выписка из ЕГРИП. Практики оформления регистрационного свидетельства в России сегодня нет.

После того, как официальная регистрация будет завершена, предприниматель получает возможность заниматься своим бизнесом законно, то есть:

  • Подписывать договоры;
  • Нанимать персонал;
  • Использовать РС.

В ряде случаев предпринимателю нужно будет предпринять и другие действия, кроме регистрации — все зависит от конкретного направления деятельности. Иногда приходится направлять уведомление о старте ряда новых направлений работы, в числе которых — оказание услуг в сфере косметологии, ветеринарии, общественного питания. Уведомление направляется в контролирующий орган.

Если оформляется ИП, нет необходимости в постановке на учет в ПФ РФ, а также в ФОМС самостоятельно. Все это реализуется автоматически. Ежегодно предприниматель уплачивает взносы только за самого себя, однако он избавлен от необходимости готовить и подавать различные документы в фонды.

В случае, если ИП желает оформить пособия — декретные или по нетрудоспособности, он имеет возможность на добровольной основе подписать соглашение с ФСС. В эту организацию взносы следует уплачивать по отдельной схеме.

ИП самостоятельно должен зарегистрировать свою учетную запись. Это возможно только при наличии подтвержденной «учетки» физического лица на портале «Госуслуги».

Для того, чтобы зарегистрировать учетную запись, необходимо:

  • Внести данные об ИП в специальную форму — с ОГРНИП;
  • Подождать, пока внесенные данные проверяются в автоматическом режиме.

После завершения проверки запись ИП будет отображена. Сформировать такую запись в настоящее время возможно только на портале «Госуслуги». В мобильном приложении такая возможность пока еще не предусмотрена.

#Общество #Мобильные приложения #Налоговая #Доходы #Новости #Госуслуги #Онлайн #Приложения #Налогообложение #Предпринимательство #Рост доходов #Самозанятые
Подпишитесь