Ирина Мишина
На дворе конец ноября, но снега в Москве почти нет. Природные аномалии последнее время повторяются из года в год: то почти тропическая жара, то ураганы, то наводнения. Зима в столице значительно потеплела и стала бесснежной, синоптики констатируют это как свершившийся факт. В чем причины?
«Климат в московском регионе сейчас близок полупустыням Калмыкии и Северного Казахстана. И это крайне вредно для здоровья жителей, рожденных в Средней полосе. Все это происходит из-за систематического сокращения площади лесов, лугов, охраняемых природных территорий. Несмотря на то, что московский регион расположен в зоне хвойно-широколиственных лесов, его средняя лесистость сейчас не превышает и 40%, а лесистость ближнего Подмосковья не более 15%. При этом сильно загрязнены в регионе водные объекты, в планах властей – облегчить условия застройки пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы. Следствием такой оголтелой урбанизации региона становятся практически необратимые изменения климата не в лучшую сторону. Жители региона всё чаще наблюдают нависший над городскими и пригородными территориями смог. Москва и ближнее Подмосковье в тёплое время года всё чаще сталкиваются с такими нехарактерными для нашей природной зоны явлениями, как шквалы ветра и наводнения. Такой климат не типичен для обитателя средней полосы», - рассказал «НИ» эколог, член координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты РФ Антон Хлынов.
На сегодня в России суммарная площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) составляет 255,6 млн гектаров – 13,52% от площади страны. В Подмосковье суммарная площадь этих территорий сократилась до 5% от площади региона, говорится в сообщении пресс-службы министерства экологии и природопользования Московской области. Насчет Москвы официальных данных нет. Но есть факты. Известен случай с исключением из состава природно-исторического парка «Москворецкий» Мневниковской поймы для застройки её многоэтажными кварталами (стройка там уже вовсю идёт), застройка идет и на Тушинском поле. Вплотную к уникальному и самому большому в мире городскому лесу – Национальному парку «Лосиный остров» приблизился ЖК «Сказочный лес», строительство которого идёт в запрещающей застройку буферной зоне национального парка. Впритык к самому большому природному заказнику в черте Москвы "Пойма реки Сетунь" запланировано строительство гигантского ЖК. После запуска движения по построенной через «Лосиный остров» Северо-восточной хорде в городской части этого национального парка практически не осталось места, где не было бы слышно шума автомагистралей.
Но это еще все. Несколько дней назад на сайте госзакупок появился конкурс Департамента конкурентной политики Москвы на «выполнение проектно-изыскательских работ по приведению в нормативное состояние территорий в районах Чертаново Южное, Ясенево, Чертаново Северное, Чертаново Центральное города Москвы» с начальной ценой в 256,58 млн рублей. Несмотря на неопределенное название закупки, из техзадания следует, что речь идет о масштабных строительных работах на 112,4 га Битцевского леса. И это — только начало.
По документам конкурса, на этих территориях в будущем должны появиться 150 км линейных сооружений, в том числе 16 км «парковых дорог» с велодорожками и тротуарами, 55 км электросетей, 38 км освещения, дождевая канализация, а также 344 камеры видеонаблюдения, 500 точек местного радиовещания, 13 больших спортплощадок, четыре теннисных корта, три памп-трека (это трасса с препятствиями для велосипедистов) и столько же скейт-парков, а еще спорткомплекс в 3 000 кв.м и скалодром, 600 скамей, 150 беседок и 150 альпинариев, 30 павильонов для «хозяйственной деятельности» и т. д. Заказчиком работ выступает казенное учреждение Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов «УКРИС», подведомственное заместителю мэра Петру Бирюкову. На выполнение подряда отведено 350 дней.
«
Достаточно вчитаться в перечень объектов, запланированных в Битцевском лесу, и в список необходимого оборудования, чтобы понять апокалиптический масштаб этого действа. Даже после реализации первого этапа работ Битцевский лес перестанет существовать в известном нам виде, он будет потерян как уникальная природная территория и экосистема», — написал в Facebook руководитель общественной организации «Защита Битцевского леса» Михаил Силаев.
Последствия такого «освоения» природных территорий вполне предсказуемы. Птицы и звери, обитающие на охраняемых территориях, как известно, не выносят шума и постоянного присутствия людей. Они либо вымирают, либо мигрируют. Поскольку в окружении хорд, трасс и ЖК мигрировать особенно некуда, происходит первое. С растениями такая же беда. «Если дорожки запечатывать в бетон и бордюры, мы лишим почву естественных процессов, это будет уже водонепроницаемая поверхность. Вымрут многие виды растений, в том числе редких. Вымрут и мелкие формы – лягушки, мыши – полевки, тритоны : ведь они привыкли передвигаться по естественной почве. Разрушатся и биологические цепочки, в которых участвуют многие животные, растения, птицы. Возникает также естественный вопрос: зачем спортивный комплекс внутри леса, если люди пришли отдохнуть на природе? Для этого есть масса площадок в городе», - считает эколог, член координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты РФ Антон Хлынов.
Нарушение биологических цепочек – это не просто научный термин из биологии. Когда вы последний раз видели в Москве стаю голубей или воробьев? Когда слышали соловья или скворца? Массовая бездумная вырубка деревьев и тотальный систематический покос травы привели к тому, что птицам попросту стало негде жить, и они улетели из города. Результатом этого стало распространение насекомых, в том числе вредных, которые начали поедать зеленые насаждения. Но не нашествие комаров в теплые месяцы самое страшное. Этим летом, к примеру, в Москве появились энцефалитные клещи, которые нападали на людей и на домашних животных, неся смертельную угрозу. Что еще может произойти в результате бездумной застройки и уничтожения охраняемых природных территорий, предположить никто не берется. Но то, что ничего хорошего ждать не стоит, признают многие эксперты.
Мы обратились в департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы с просьбой пояснить, как «благоустройство» природоохранной зоны - Битцевского леса скажется на будущем этой охраняемой территории, а также как это «освоение» соотносится с действующим природоохранным законодательством. В ответе, который мы получили, в частности говорится:
«Сотрудниками соответствующего структурного подразделения, подведомственного департаменту природоохранного учреждения- ГПГУ «Мосприрода» на постоянной основе осуществляется учет животных и зеленых насаждений, обитающих и произрастающих на данной ООПТ. По результатам ежедневных обследований, фактов исчезновения отдельных видов, ранее зарегистрированных на территории природно-исторического парка «Битцевский лес», не установлено».
Пока не установлено. Потому что по рассказам экологов, обычно дело происходит так. После «освоения» и «благоустройства» природоохранной зоны, устроения на ее территории спортивных и детских площадок, радиоточек и ресторанов «краснокнижные» звери и птицы обычно покидают такие места. Проверка констатируют, что редких видов на данной территории нет, поэтому она подлежит изъятию из числа охраняемых с последующей застройкой. «Из ООПТ изымают целые куски. Из-за превращения их в рекреационные зоны вместе с притоком людей растет антропогенная нагрузка, территория теряет природную ценность, звери уходят, территория теряет статус охраняемой. Это известная практика», - подтвердила «НИ» депутат Мосгордумы Елена Янчук.
А теперь давайте зададимся вопросом: кому, кроме получателя заветного многомиллионного госзаказа выгодно превращение охраняемой территории в рекреационную зону. «Жители идут на территорию ООПТ, в лес, на луга не для того, чтобы увидеть техногенные пейзажи. Есть исследования, которые доказывают: люди идут и едут на природу, чтобы увидеть ее в первозданном виде, то есть глаз горожанина больше радуется дикой природе. А для рекреационных зон в городе есть и другие места. Возникает и такой естественный вопрос: зачем спортивный комплекс внутри леса, если люди пришли отдохнуть на природе? Для этого есть масса площадок в городе», - считает эколог Антон Хлынов.
С ним согласна депутат Мосгордумы Елена Янчук: «В странах Евросоюза давно леса возвращают в первозданный вид – прежде всего, чтобы сохранить здоровье нации. У нас же все наоборот. Любой ученый докажет, что ООПТ необходимо расширять, чтоб город «дышал» и жил нормальной жизнью. В столице масса мест, где можно применить все это благоустройство с плиткой, бордюрами и детскими площадками. Масса не благоустроенных дворов новостроек, придомовых территорий в запущенном состоянии. Но благоустройство почему-то шагает в леса. В результате мы теряем в год тысячи зеленых насаждений. Многие природные комплексы и так изъяты под реновацию, но у нас уничтожают последнее. При этом никакой экологической программы у города нет, в мэрии – ни одного человека, который лоббировал бы экологические программы, а ведь это вопрос выживания всего мегаполиса!».
В ответе «НИ» департамента природопользования правительства Москвы есть интересный фрагмент: «Учитывая тот факт, что указанная в обращении проектная документация по обустройству территории природно-исторического парка «Битцевский лес» департаментом не разрабатывались… ваше обращение направлено в департамент капитального ремонта г.Москвы».
Вызывает недоумение тот факт, что вопросы, связанные с природными охраняемыми комплексами в Москве решают сегодня департамент капитального ремонта и ЖКХ. При полном невмешательство со стороны департамента природопользования и охраны окружающей среды. Покопавшись в документах, мы все же нашли разгадку этого парадокса. Как показал анализ документов закупки, 22 га указанной территории относятся к заповедной зоне, где запрещена вообще любая хозяйственная деятельность. Всего же для строительства и размещения всех перечисленных в техзадании объектов потребуется уничтожить 12,83 га растительного покрова. «В первую очередь эта закупка нарушает законодательство Российской федерации, запрещающей подобную деятельность на территории ООПТ (особо охраняемых природных территорий), а значит — Конституцию», — сообщил «НИ» руководитель общественной организации «Защита Битцевского леса» Михаил Силаев.
Но главная беда в том, что все решения, связанные с природоохранными зонами, принимаются как-то уж больно тайно. «В отсутствие законодательных норм, предусматривающих проведение государственной экологической экспертизы проектов благоустройства московских ООПТ, необходимо срочно создать с участием общественности, включая экспертное сообщество, специальную комиссию при департаменте природы и охраны окружающей среды города Москвы, которая бы открыто рассматривала представляемые проекты рекреационного обустройства этих территорий, вырабатывала бы научно обоснованные рекомендации, давала бы заключения. И конечно давно пора совершенствовать законодательную базу управления природным комплексом города в увязке с градостроительными решениями»,- считает член координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты РФ Антон Хлынов.
При этом беспрекословно должен соблюдаться принцип соблюдения экологических приоритетов при принятии любых градостроительных решений. Это уже вопрос выживания.