Опыт Москвы в 2020 году показал, что введение «цифровых сертификатов» способно парализовать общественный транспорт. Тогда столичное метро встало в очередях, пассажиры штурмовали общественный транспорт, а плотное скопление людей лишь способствовало распространению заболеваний.
Вот и сегодня СМИ и социальные сети уже сообщили из Казани о первых результатах действия этого ограничения: в первый же день из общественного транспорта было высажено более 500 человек после проверки QR-кодов, а в городе наступил транспортный коллапс. По правилам, код проверяется после того, как пассажир вошёл в салон, и в случае, если у него нет QR-кода, он должен выйти.
Так, один пассажир отказался показывать QR-код и выходить, а вызвал полицию, из-за чего был нарушен график движения на двух трамвайных маршрутах. Кроме того, в городе образовались большие очереди в метро, взлетели цены на такси взлетели вдвое, наблюдается дефицит свободных каршеринговых автомобилей - добраться на работу стоит дорого.
Казанцы справедливо жалуются: «У меня есть первая прививка, второй нет, я проехать никуда не могу. Ну куда теперь, домой пойду, пешком – А что мне делать? Как я доеду? На такси за 500 рублей? Это тысяча рублей в день только за проезд – У вас одна прививка, а мы пропускаем только с двумя», - цитирует канал Пул N3.
Более того, кондукторы, которым вменено в обязанность проверять коды, поговаривают об увольнении, поскольку сталкиваются с волной хамства со стороны пассажиров, а кроме того, их гаджеты для считывания кодов не справляются с проверкой, а бумажные сертификаты не принимаются. Readovka сообщает, что только за утро из транспорта высадили 300 безQR-кодников.
Между тем, штраф за проезд без QR-кода составляет до 30 тысяч рублей, перевозчику — до 500 тысяч.
«Если введение QR-кодов пройдет более-менее спокойно, татарский опыт будет распространен и на другие регионы, включая Москву. На сайте Мосгортранса уже появилась вкладка разъясняющая, как пользоваться цифровыми пропусками в столичном метро и на остальном транспорте. Однако коллапс все равно может возникнуть, если системы начнут сбоить. К примеру, на международных авиарейсах базы данных куар-кодов срабатывают не всегда, что ведет к долгим и мучительным перепроверкам пассажира вручную. Такую медлительность нельзя позволить на общественном транспорте в крупных городах, таких как Москва, Казань и других городах-миллионниках…» - комментирует ситуацию политолог Илья Гращенков.
Эксперт предупреждает, что если эти ограничительные меры сработают так же плохо, как это было в Москве, это неминуемо приведет к многочисленным конфликтам, локальным бунтам, а также резкому росту недовольства в отношении к власти:
«Собственно, если эксперимент будет признан неудачным, то федеральный центр сам может попросить регион отменить его исполнение. Если последствия возможного провала будут слишком резонансными, то вся полнота ответственности может лечь на власти республики…»
Кстати, введение QR-кодов в малых населенных пунктах тоже не сулит ничего хорошего, поскольку из-за плохой связи или низкого технического оснащения системы могут зависнуть.
«Тогда контролерам придется принимать решение, впускать людей просто так или оставлять их мерзнуть на остановке. В регионах севера, особенно зимой, такая практика может стать угрозой для жизни, человек может просто замерзнуть. К тому же не у всех людей есть смартфоны и даже возможность распечатать пропуск…» - предупреждает Гращенков.
У системы сегрегации по QR-кодам появились и первые жертвы. В том же Татарстане, в городе Нижнекамске, 19 ноября состоялся суд над престарелой сотрудницей торгового центра «Сезам». Пожилая женщина обвиняется в том, что не организовала проверку QR-кодов на входе в ТЦ. Сама она объясняет, что отошла в туалет, а заменившая её на время сотрудница не спрашивала коды у входящих, потому что её телефон был разряжен. В итоге 70-летняя женщина была приговорена к административному штрафу в 10 тысяч рублей, что составляет 2/3 её пенсии.
Имя осуждённой женщины не сообщается. Но зато удалось с высокой вероятностью установить личность судьи. Это Львов Руслан Анатольевич. Именно он 19 ноября вершил приговоры, в т.ч. против нескольких женщин, по статье 20.6.1 ч.1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности…»
К чему приведёт введение QR-кодов на общественном транспорте? К тому же, к чему привела эта мера для общепита. Когда, например, в столичные «фастфудницы» стали пускать по кодам, у входов в забегаловки выстраивались огромные очереди. Разумеется, без соблюдения какой бы то ни было «социальной дистанции». Люди, не имевшие кода, брали еду на вынос и старались примоститься где-то рядом, на лавках или у тротуара, что также способствовало уплотнению толпы. Таким образом, из-за скученности людей эпидемиологическая опасность не снижалась, а повышалась… Аналогично, введение дополнительной проверки кодов при входе в общественный транспорт безусловно замедлит посадку пассажиров; следовательно, приведёт к скучиванию пассажиров на остановках. Не говоря уже о том, что сам транспорт из-за такой потери времени будет ехать до следующей остановки дольше — значит, на остановках будет скапливаться больше пассажиров. А это, в свою очередь, не снижает, а повышает опасность распространения вируса.