Сергей Крон
Это был первый телефонный разговор лидера европейской страны с Лукашенко после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года. Деталей состоявшегося разговора стороны, видимо, по взаимной договоренности не разглашают. Судя по сообщениям западных СМИ, в основном говорил Лукашенко. В самом начале Меркель задала главный вопрос: «Что будем делать, Александр Григорьевич?»
Как сообщил Deutsche Welle официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт, стороны обсудили ситуацию на границе Белоруссии с Польшей, в частности, необходимость гуманитарной помощи находящимся там мигрантам и беженцам. Зайберт добавил, что Меркель и Лукашенко договорились продолжить обсуждение этих вопросов.
Пресс-служба Лукашенко в свою очередь отделалась общими протокольными фразами. Однако, как стало известно «НИ» из источников в Минске, Лукашенко заявил руководителю Германии, что пограничники с августа отказались пропустить на территорию Белоруссии порядка 10 тысяч мигрантов. Поэтому Лукашенко и его окружение считают странными обвинения со стороны ЕС в адрес Минска о якобы специально организованных миграционных потоков.
Лукашенко сообщил Меркель, что еще порядка 5 тысяч курдов и сирийцев, которые за этот же срок въехали в страну на законных основаниях, по итогам профилактических мероприятий покинули Белоруссию.
- Они с Меркель – старые знакомые. В телефонной беседе она называла его «господин Лукашенко». Естественно, никаких разговоров о его статусе или признании Западом режима не велось. Говорили исключительно о мигрантах и кризисе на белорусско-польской границе. Позвонить в Минск Меркель действительно посоветовал Владимир Путин. Было заметно, что Меркель торопилась – белорусские пограничники погнали толпу мигрантов к польскому КПП и ожидался массовый прорыв границы. Но он не состоялся, я думаю, что Лукашенко ждал звонка канцлера, - рассказал в интервью «НИ» политолог Андрей Суздальцев.
Лукашенко вспомнил недавнее заявление мюнхенских властей о готовности принять находящихся на белорусско-польской границе беженцев. Тем более, накануне он заявил: «Если поляки не дают гуманитарного коридора, препятствуют этому, мы можем на самолетах «Белавиа» вывезти всех желающих в Мюнхен Мы даже готовы отправить их домой». Однако известно и другое – Меркель на эту тему предпочитает не шутить и разговоров о переброске мигрантов на территорию Германии принципиально не ведет.
- Говорят, что после разговора с Меркель Лукашенко отдал приказ отменить все прямые рейсы «Белавиа» из стран Ближнего Востока и Африки, - отметил Суздальцев. – Чушь! А как быть с рейсами из Стамбула, Абу-Даби. Мигрантские потоки в Белоруссию продолжаются. Лукашенко затеял опасную игру!
По мнению эксперта, развернутая белорусским агитпропом кампания по возложению ответственности за бедственное положение задержанных на польской границе мигрантов на Польшу и Евросоюз не вызывает отклика у простых граждан Белоруссии. Не является тайной, что мигранты оплатили свое путешествие тысячами евро, они неплохо выглядят, и едут из стран, которые бомбили десятки лет назад. С тем же успехом белорусское телевидение могло говорить о жертвах крестовых походов.
- Понятно, что беженцы, по примеру своих соотечественников, уже поселившихся в Германии, не собираются ударно работать на стройках германского капитализма, а надеются получать пособие, позволяющее жить совершенно безбедно, - считает Андрей Суздальцев.
Напомним, Евросоюз обвиняет режим Лукашенко в намеренном провоцировании напряженной ситуации и организации переправки тысяч мигрантов к границам Евросоюза в ответ на европейские санкции. В ответ на «гибридную атаку» Минска ЕС объявил о введении пятого пакета санкций, который будет включать меры в отношении авиакомпаний, перевозящих мигрантов с Ближнего Востока в Белоруссию.