Специалист в области молекулярной биологии и медицинский блогер Ирина Якутенко опубликовала на своем YouTubе-канале видео, в котором рассказывает, как обстоят дела с ковидом в Европе. Вот некоторые фрагменты выпуска, который можно увидеть полностью на канале.
О том, кто заболевает и умирает
Если посмотреть репортажи на российском телевидении или в интернете, мы увидим, что происходит какой-то кошмар. Да, цифры растут, причем не просто растут: во многих странах побиты рекорды, установленные с начала пандемии. Опять мы видим забитые больницы, многие страны вводят локдаун или иного рода ограничения. Короче, все выглядит так, как будто бы не было никаких вакцин. Все выглядит очень похоже на то, что было в начале пандемии, и противники вакцинации или колеблющиеся говорят: вот видите, мы же говорили: прививайся не прививайся – все едино, никакой разницы нет.
Действительно, ситуация в Европе не очень. Однако давайте посмотрим попристальнее на то, что происходит, чтобы понять, насколько верны выводы, которые можно сделать при беглой оценке ситуации.
Во-первых, давайте посмотрим на количество заболевших. В описании к видео я приложу несколько графиков, на которых показана кумулятивное количество заболевших среди вакцинированных и среди не вакцинированных. Из этих графиков хорошо видно, что количество случаев заболеваний в группах вакцинированных примерно в шесть раз меньше, чем в группах не вакцинированных.
Если посмотреть на количество смертей, то окажется, что среди тех, кто не вакцинирован и заболел, умирает людей в 12 раз больше, чем среди тех, кто заболел несмотря на вакцинацию. Другими словами, мы видим, что, несмотря на то что происходит большой рост, он происходит совсем по-разному в двух группах людей: группе вакцинированных в группах не вакцинированных.
Заболевают и те и другие, однако вакцинированные заболевают гораздо меньше, и у тех, кто заболевает, крайне редко болезнь переходит в тяжелую стадию, и тем более редко люди умирают.
О том, почему среди жертв есть вакцинированные
Если мы посмотрим на больницы, а тем более на отделения реанимации, то там цифры еще более впечатляющие. Абсолютное большинство людей, которые там лежат с тяжелым ковидом, относятся группе не вакцинированных, то есть тех, кто не получил ни одной дозы вакцины. Люди, которые получили одну дозу вакцины, – это как бы вообще не считается, потому что она дает лишь частичную защиту. Поэтому, хоть они и реже заболевают и реже болеют тяжело, тем не менее цифры там тоже неприятные. Поэтому, если вы получили только одну дозу, не забудьте получить вторую. Людей, получивших полный курс вакцинации, в реанимациях практически нет.
Те, кто, несмотря на полный курс вакцинации, все-таки попадает в реанимации, относятся к группам высокого и очень высокого риска. То есть это либо уже очень пожилые люди, либо люди с большим букетом разнообразных заболеваний, повышающих риск и тяжелого протекания ковида. Либо и то и другое вместе – это часто параметры, зависимые друг от друга: чем вы старше, тем менее здоровы.
Другими словами, для этих людей ковид настолько опасен, что даже на фоне защиты они иногда все равно заболевают и умирают. Без защиты они бы умерли со стопроцентной вероятностью.
О том, почему многие страны вводят локдаун
Получается, что критическая ситуация в больницах, которая наблюдается сейчас во многих странах Европы и из-за которой вводят новые ограничения, вовсе не за-за числа заболевших. Само по себе число заболевших – это не такой принципиальный параметр, важно именно состояние больниц. Потому что, когда забиты больницы, особенно реанимация, это означает что система здравоохранения находится под угрозой. Несмотря на то, привиты мы или не привиты, мы можем попасть под автобус, у нас может случиться инфаркт, инсульт, аппендицит, тяжелая беременность – все что угодно. И когда люди со всеми этими состояниями приедут в больницы, для них просто не будет мест. Потому что все эти места забиты людьми с тяжелым течением коронавируса. И, как мы выяснили выше, забиты преимущественно людьми, которые за год по разным причинам не получили прививок. Именно эти люди сейчас занимают койки, и в случае, если вы попали в аварию, может случиться так, что вам не хватит места из-за того, что все больничные места уже заняты. Именно поэтому страны вводят локдаун.
О том, почему не работает коллективный иммунитет
Итак, каковы же две причины ситуации, которая сложилась сейчас в Европе? Первая причина – это недостаточный уровень привитых людей среди всего населения. Да, если сравнивать с Россией, людей, которые получили полный курс вакцинации, в Европе, конечно, гораздо выше. Но на самом деле он категорически недостаточен, потому что сейчас у нас дельта, и это совсем не тот штамм, чтобы вначале. Он имеет другие свойства, в первую очередь – он гораздо более заразный. Поэтому для этого штамма коллективный иммунитет, то есть такое состояние, когда общий иммунитет в обществе настолько высок, что вспышки затухают сами собой просто потому, что вирусу не на кого перепрыгнуть, так вот для дельта-штамма с его высокой заразностью это порог составляет больше 80%. Практически ни в одной стране Европы не достигнут этот уровень, а это значит, что коллективный иммунитет не работает, что вирусу хватает кормовой базы для того, чтобы распространяться. То есть мы видим, что люди привитые защищают пока в первую очередь себя: в ситуации, когда много непривитых, не проявляется коллективный иммунитет. И вот на фоне недостаточного уровня привитых, то есть когда коллективный иммунитет не работает, мы получили во многих странах Европы слишком резкое и слишком быстрое ослабление ограничений. То есть у вируса появилась дополнительная возможность распространяться: мы облегчаем эту ситуацию, разрешая всем людям общаться друг с другом свободно – привитым, непривитым.
О том, что было бы, если бы все привились
У нас пока нету суперточных данных, но уже накаплились наблюдения о том, что привитые могут заражаться и могут передавать вирус, но это происходит с гораздо меньшей эффективностью, чем у не привитых. Для привитых коронавирус – в абсолютном большинстве случаев что-то вроде простуды: неприятное состояние, свербит в горле, может быть кашель, насморк, температура пару дней держится. Короче, ничего страшного, обычная простуда.
Если представить ситуацию, что все общество оказалось привито, а вирус продолжает распространяться – скажем, потому что он приобрел резистентность, мы бы получили картину высоких цифр заболеваемости, но при этом никакой критической ситуации для больниц и здравоохранения.
Но у нас не такая ситуация. У нас есть множество не привитых, которые заражаются коронавирусом как от, прежде всего, других не привитых, так и от привитых, которые все-таки могут передать им коронавирус. Особенно когда нет ограничений, когда они в баре три часа друг напротив друга обнимаются, поют песни – в этой ситуации вероятность заражения, конечно, есть, потому что они очень близко и очень долго общаются. Но если привитой в такой ситуации заразился коронавирусом и два дня просидел дома с насморком, то не привитой в зависимости от возраста с большой вероятностью попал в больницу и реанимацию.
О прогнозе на Рождество
По всем прогнозам, Рождество в Европе обещает быть унылым. Веселые вечеринки будут ограничены, если не отменены. Рождественские рынки, которые любят туристы из разных стран и собственно сами жители Европы, будут закрыты, или там будут какие-то жесткие правила. Например, будут пускать только людей с сертификатом о прививках. В общем, свободного веселого Рождества в этом году ожидать не приходится.