Геннадий Чародеев
«Утечку» из официальных структур ЕС дало немецкое деловое издание Handelsblatt. По мнению ее обозревателей, эта инициатива является альтернативой китайскому «Шелковому пути». А что произошло?
Ряд европейских экспертов отмечает, что в свое время Пекин заполнил оставленные странами Запада пустоты и создал собственную зону влияния, которая простирается от Владивостока до самой Европы. Китай расширяет свое присутствие даже в Германии. Скажем, в сентябре этого года китайская транспортная компания Cosco купила в Гамбурге разгрузочный терминал за 100 млн. евро. Это, естественно, вызвало беспокойство в официальном Берлине.
В отчете МИД ФРГ подчеркивалось, что КНР использует проект «Шелковый путь» для увеличения своего глобального политического влияния, а также для изменения на свой манер глобальных норм и стандартов.
«Жалобы здесь не помогут. Вместо этого мы сами должны предлагать альтернативы», - заявил прошлым летом министр иностранных дел Германии Хайко Маас.
По его словам, многие страны Европы, Африки и Латинской Америки увидели на собственном опыте, что действия Пекина служат собственными интересами, поэтому они ищут альтернативы.
«Мы должны использовать эту динамику, чтобы предложить многим странам такую альтернативу. Для этого у нас должны быть конкретные предложения и проекты. Здесь Евросоюзу следует тесно сотрудничать с США», - считает Маас.
Согласно информации Handelsblatt, Еврокомиссия намерена увеличить внешнеполитический вес ЕС с помощью специальной программы по поддержке важных инфраструктурных проектов.
Финансовые вложения в новый проект станут центральной частью новой стратегии «Глобальный шлюз», которую Еврокомиссия представит на суд стран-членов Евросоюза в ближайшие дни. При этом издание отмечает, что в ориентировочном плане Еврокомиссии нет ни одного конкретного проекта, точно не сформулированы геополитические приоритеты, а также ничего не говорится о системном противостоянии с Китаем. Вместе с тем, очевидно, что эта инициатива направлена против КНР и, возможно, России.
Сегодня европейские компании опасаются нечестной конкуренции со стороны китайского бизнеса, получающего государственную поддержку. В связи с этим союз немецкой промышленности уже давно выступает в поддержку создания европейского глобального инфраструктурного проекта.
А откуда у ЕС возьмутся деньги на новые глобальные проекты? В Брюсселе рассчитывают привлечь частный капитал. Там говорят, что есть возможность финансирования за счет долгосрочного бюджета ЕС на 2021-2027 годы. И потом, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития обещали подкинуть деньжат.
Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е. Гайдара, заявил «НИ»:
- Европейцы чувствуют, что китайцы могут отодвинуть их на вторые роли в мировой экономике и допустить этого не могут. Но в создание «Шелкового пути» по-европейски я не очень верю. Китай остается второй в мире экономикой, у него широкие торгово-экономические связи с Брюсселем. Как Европа, да и весь развивающийся мир сможет обойтись без дешевых китайских товаров, непонятно. Все это, на мой взгляд, чьи-то фантазии. Европейская бюрократия работает очень медленно, и в ближайшее время реализовать планы по созданию глобального «Шелкового пути» им не удастся. Конечно, можно поставить перед собой задачу минимизировать долю Китая и России в международной торговле, но нахрапом ничего сделать на получится. Вообще сомнительно, что правительства Франции, Германии, Италии или Австрии вообще сегодня заинтересованы в таких «наполеоновских» инициативах Брюсселя. Тут еще надо разобраться.
Юрий Тавровский, председатель экспертного Совета российско-китайского Комитета дружбы, мира и сотрудничества, в интервью «НИ», напомнил, что, когда в 2013 году Си Цзиньпи́н выдвинул две свои идеи о создании континентального и морского «Шелкового пути», Европа и США уже тогда выступали со своими альтернативными планами. Но как всегда все провалилось – денег не собрали. Планов много, а кто платить будет?
- Сегодня ситуация, я считаю, не изменилась. Бухгалтеры в ЕС сейчас оценят возможные расходы на реализацию своего глобального проекта и, скорее всего, передумают. А у китайцев деньги есть. Несмотря на замедление экономики, Пекин считает свой «Новый Шелковый путь» приоритетным проектом и вкладывает, в частности, в строительство транспортных коридоров огромные инвестиции, - отметил эксперт.